СОДЕРЖАНИЕ
1
2
3
Общие положения
Общая характеристика программы
Характеристика профессиональной деятельности выпускника
3
5
6
4
Планируемые результаты освоения программы подготовки
специалистов среднего звена
Общие компетенции
Профессиональные компетенции
Личностные результаты
6
6
7
18
Контроль и оценка результатов программы подготовки специалистов
среднего звена
Текущий контроль результатов подготовки студентов
Промежуточная аттестация обучающихся
Государственная итоговая аттестация выпускников
21
21
21
22
4.1
4.2
4.3
5
5.1
5.2
5.3
Условия реализации программы подготовки специалистов среднего
звена
7
Содержание и организация учебного процесса при реализации
образовательной программы по специальности
7.1 План учебного процесса
7.1.1 Формирование вариативной части программы
6
7.2
7.3
7.4.
7.5
Календарный учебный график
Сводные данные по бюджету времени
Рабочая программа воспитания
Календарный план воспитательной работы
22
26
26
28
30
30
31
31
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Рабочие программы учебных дисциплин общеобразовательного цикла
Приложение 2. Рабочие программы
учебных дисциплин общего гуманитарного и
социально-экономического цикла
Приложение 3. Рабочие программы учебных дисциплин математического и общего
естественнонаучного цикла
Приложение 4. Рабочие программы учебных дисциплин профессионального цикла
Приложение 5. Рабочие программы профессиональных модулей
Приложение 6. Рабочая программа воспитания
Приложение 7. Календарный план воспитательной работы
2
1. Общие положения
1.1. Программа подготовки специалистов среднего звена
Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01
«Дошкольное образование» (далее - Программа) реализуется Государственным
бюджетным
профессиональным
образовательным
учреждением
«Бурятский
республиканский педагогический колледж» (далее - ГБПОУ БРПК).
Программа представляет собой комплекс нормативно-методической документации,
разработанной и утвержденной ГБПОУ БРПК, с учетом требований регионального рынка
труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»,
утвержденного приказом Минобрнауки России от 27 октября 2014 г. № 1351 (с изменениями
и дополнениями от 25.03.2015г.).
Программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия
организации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по
данной специальности и включает в себя: учебный план, рабочие программы дисциплин,
профессиональных модулей, учебной и производственной практик и другие методические
материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся.
Программа подготовки специалистов среднего звена по данной специальности
предусматривает изучение следующих учебных циклов: общеобразовательного, общего
гуманитарного и социально-экономического; математического и общего естественнонаучного; профессионального; включает разделы: учебная практика, производственная
практика (по профилю специальности), производственная практика (преддипломная);
проведение текущего контроля, промежуточной аттестации, государственной (итоговой)
аттестации - подготовка и защита выпускной квалификационной работы.
Общеобразовательный, общий гуманитарный и социально-экономический,
математический и общий естественнонаучный циклы состоят из учебных дисциплин.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и
профессиональных модулей в соответствии с основными видами профессиональной
деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько
междисциплинарных курсов. При освоении профессиональных модулей проводятся
учебная практика и производственная практика (по профилю специальности).
Обязательная часть программы подготовки специалистов среднего звена по циклам
составляет 70% от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная
часть (30%) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой
содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и
знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в
соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения
образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули
вариативной части определены образовательным учреждением. Вариативная часть
распределена в соответствии с потребностями работодателей и направлена на введение
новых элементов программы и на дополнение обязательной части циклов ППССЗ,
предложенных ФГОС.
Программа ежегодно пересматривается и обновляется в части содержания учебных
планов, рабочих программ, методических материалов. Программа реализуется в
совместной образовательной, научной, производственной, общественной и иной
деятельности обучающихся и педагогов ГБПОУ БРПК.
3
1.2. Нормативные документы для разработки программы
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. № 1351 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» с
изменениями и дополнениями);
- Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с
изменениями и дополнениями);
- Приказ Минобрнауки России от 29.10.2013 № 1199 «Об утверждении перечней
профессий и специальностей среднего профессионального образования» (с изменениями и
дополнениями);
- Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам среднего профессионального образования» (с изменениями и дополнениями);
- Приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594 «Об утверждении Порядка
разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и
ведения реестра примерных основных образовательных программ»;
- Приказ Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении
Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего профессионального образования»;
- Приказ Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России № 390 от 5 августа
2020 г. «О практической подготовке обучающихся» (вместе с «Положением о
практической подготовке обучающихся»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18
октября 2013 г. № 544 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
1.3. Перечень терминов, определений и сокращений, используемых в тексте
программы:
Компетенция – способность применять знания, умения, личностные качества и
практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
Профессиональный модуль – часть основной профессиональной образовательной
программы, имеющая определённую логическую завершённость по отношению к
планируемым
результатам
подготовки,
и
предназначенная
для
освоения
профессиональных компетенций в рамках каждого из основных видов профессиональной
деятельности.
Основные виды профессиональной деятельности – профессиональные функции,
каждая из которых обладает относительной автономностью и определена работодателем
как необходимый компонент содержания основной профессиональной образовательной
программы.
Результаты подготовки – освоенные компетенции и умения, усвоенные знания,
обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования.
4
Учебный (профессиональный) цикл – совокупность дисциплин (модулей),
обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование компетенций в
соответствующей сфере профессиональней деятельности.
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования;
ППССЗ - программа подготовки специалистов среднего звена;
ПМ – профессиональный модуль;
ОК – общая компетенция;
ПК – профессиональная компетенция;
МДК - междисциплинарный курс;
ЛР – личностные результаты
2. Общая характеристика программы
2.1. Цель программы
Программа имеет целью развитие у обучающихся личностных качеств, а также
формирование общих и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями
ФГОС СПО по данной специальности. Выпускник в результате освоения программы
будет готов ко всем видам профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС СПО.
2.2. Нормативный срок освоения программы при очной форме подготовки
Сроки получения среднего профессионального образования по специальности
44.02.01 «Дошкольное образование» углубленной подготовки в очной форме обучения и
присваиваемые квалификации приводятся в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень образования,
необходимый для приема на
обучение по ППССЗ
среднее общее образование
основное общее образование
Наименование
Срок получения СПО по
квалификации углубленной
ППССЗ углубленной
подготовки
подготовки в очной форме
обучения
Воспитатель детей
дошкольного возраста
2 года 10 месяцев
3 года 10 месяцев
Сроки получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки независимо от
применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной и заочной формам обучения:
на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;
б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем
на 10 месяцев.
2.3 Трудоемкость программы
Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения
составляет 147 недель, в том числе:
5
Обучение по учебным циклам
86 нед.
Учебная практика
23 нед.
Производственная практика (по профилю специальности)
Производственная практика (преддипломная)
4 нед.
Промежуточная аттестация
5 нед.
Государственная итоговая аттестация
6 нед.
Каникулы
23 нед.
Итого
147 нед.
2.4. Требования к поступающим
Лица, поступающие на обучение, должны иметь документ государственного
образца об основном общем, о среднем общем образовании или среднем
профессиональном образовании.
3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
3.1. Область профессиональной деятельности выпускник ов: воспитание
и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных
организациях и в домашних условиях.
3.2. Объекты профессиональной деятельности выпускников:
- задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс
воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
- задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс
взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования,
культуры, родителями (лицами, их заменяющими) по вопросам обучения и воспитания
дошкольников;
- документационное обеспечение образовательного процесса.
3.3. Виды профессиональной деятельности выпускника:
- организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его
физическое развитие;
- организация различных видов деятельности и общения детей;
- организация занятий по основным общеобразовательным программам
дошкольного образования;
- взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательной организации;
- методическое обеспечение образовательного процесса.
4. Планируемые результаты
специалистов среднего звена
освоения
программы
подготовки
4.1. Общие компетенции
Воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать общими
компетенциями, включающими в себя способность:
OК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
6
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5. Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством,
коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество
образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее
целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и
здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее
правовых норм.
4.2. Профессиональные компетенции
Основные
виды
деятельности
Организация
мероприятий,
направленных
на укрепление
здоровья
ребенка и его
физическое
развитие
Код и наименование
компетенции
ПК 1.1. Планировать
мероприятия,
направленные
на
укрепление
здоровья
ребенка и его физическое
развитие
Показатели освоения компетенции
Практический опыт: планирования
режимных моментов, утренней
гимнастики, занятий, прогулок,
закаливания, физкультурных досугов и
праздников;
разработки предложений по коррекции
процесса физического воспитания;
Умения: определять цели, задачи,
содержание, методы и средства
физического воспитания и развития детей
раннего и дошкольного
возраста; планировать работу по
физическому воспитанию и развитию
детей в соответствии с возрастом и
режимом работы образовательной
организации; организовывать процесс
адаптации детей к условиям
образовательной организации, определять
7
ПК
1.2
Проводить
режимные моменты в
соответствии с возрастом
ПК
1.3
Проводить
мероприятия
по
физическому воспитанию
способы введения ребенка в условия
образовательной организации;
Знания: теоретические основы и методику
планирования мероприятий по
физическому воспитанию и развитию
детей раннего и дошкольного возраста;
особенности планирования режимных
моментов (умывание, одевание, питание,
сон) и мероприятий двигательного
режима (утренней гимнастики, занятий,
прогулок, закаливания, физкультурных
досугов и праздников);
Практический опыт: организации и
проведения режимных моментов
(умывание, одевание, питание, сон),
направленных на воспитание культурногигиенических навыков и укрепление
здоровья;
организации и проведения утренней
гимнастики, занятий, прогулок,
закаливающих процедур, физкультурных
досугов и праздников в соответствии с
возрастом детей;
Умения: создавать педагогические
условия проведения умывания, одевания,
питания, организации сна в соответствии
с возрастом; проводить мероприятия
двигательного режима (утреннюю
гимнастику, занятия, прогулки,
закаливание, физкультурные досуги,
праздники) с учетом анатомофизиологических особенностей детей и
санитарно-гигиенических норм;
проводить работу по предупреждению
детского травматизма: проверять
оборудование, материалы, инвентарь,
сооружения на пригодность
использования в работе с детьми;
использовать спортивный инвентарь и
оборудование в ходе образовательного
процесса;
Знания: теоретические основы режима
дня; методику организации и проведения
умывания, одевания, питания, сна в
соответствии с возрастом; особенности
детского травматизма и его
профилактику; требования к организации
безопасной среды в условиях дошкольной
образовательной организации;
Практический опыт: диагностики
результатов физического воспитания и
развития;
8
в процессе выполнения наблюдения и анализа мероприятий по
двигательного режима
физическому воспитанию;
Умения: показывать детям физические
упражнения, ритмические движения под
музыку; анализировать проведение
режимных моментов (умывание,
одевание, питание, сон),
мероприятий двигательного режима
(утреннюю гимнастику, занятия,
прогулки, закаливание,
физкультурные досуги, праздники) в
условиях образовательной организации;
Знания: теоретические основы
двигательной активности; основы
развития психофизических качеств и
формирования двигательных действий;
методы, формы и средства физического
воспитания и развития ребенка раннего и
дошкольного возраста в процессе
выполнения двигательного режима;
требования к хранению спортивного
инвентаря и оборудования, методику их
использования; теоретические основы и
методику работы воспитателя по
физическому воспитанию; методику
проведения диагностики физического
развития детей.
ПК 1.4 Осуществлять Практический опыт: организации и
педагогическое
проведения наблюдений за изменениями
наблюдение
за в самочувствии детей во время их
состоянием
здоровья пребывания в образовательной
каждого
ребенка, организации;
своевременно
взаимодействия с медицинским
информировать
персоналом образовательной организации
медицинского работника по вопросам здоровья детей;
об изменениях в его Умения: определять способы контроля за
самочувствии
состоянием здоровья, изменениями в
самочувствии каждого ребенка в период
пребывания в образовательной
организации; определять способы
педагогической поддержки
воспитанников;
9
Знания: наиболее распространенные
детские болезни и их профилактику;
особенности поведения ребенка при
психологическом благополучии или
неблагополучии; основы педагогического
контроля состояния физического здоровья
и психического благополучия детей;
особенности адаптации детского
организма к условиям образовательной
организации;
Организация
различных
видов
деятельности и
общения детей
ПК 2.1. Планировать
различные
виды
деятельности и общения
детей в течение дня
ПК 2.2. Организовывать
различные игры с детьми
раннего и дошкольного
возраста.
ПК 2.3 Организовывать
посильный
труд
и
самообслуживание
Практический опыт: планирования
различных видов деятельности (игровой,
трудовой, продуктивной) и общения
детей; разработки предложений по
коррекции организации различных
видов деятельности и общения детей;
Умения: определять цели, задачи,
содержание, методы и средства
руководства игровой, трудовой,
продуктивной деятельностью детей;
определять педагогические условия
организации общения детей;
Знания: теоретические основы и методику
планирования различных видов
деятельности и общения детей;
теоретические основы руководства
различными видами деятельности и
общением детей;
Практический опыт: организации и
проведения творческих игр (сюжетноролевых, строительных,
театрализованных и режиссерских) и игр
с правилами (подвижные и
дидактические);
Умения: играть с детьми и
стимулировать самостоятельную
игровую деятельность детей;
использовать прямые и косвенные
приемы руководства игрой;
Знания: сущность и своеобразие игровой
деятельности детей раннего и
дошкольного возраста;
содержание и способы организации и
проведения игровой деятельности
дошкольников;
Практический опыт: организации
различных видов трудовой деятельности
дошкольников;
Умения: организовывать посильный труд
дошкольников с учетом возраста и вида
трудовой деятельности (хозяйственно10
ПК 2.4 Организовывать
общение детей
ПК 2.5 Организовывать
продуктивную
деятельность
дошкольников
(рисование,
лепка,
аппликация,
конструирование)
ПК 2.6 Организовывать и
проводить праздники и
развлечения для детей
раннего и дошкольного
бытовой, по самообслуживанию, в
природе, ручной труд); ухаживать за
растениями и животными;
Знания: сущность и своеобразие
трудовой деятельности дошкольников;
содержание и способы организации
трудовой деятельности дошкольников;
способы ухода за растениями и
животными;
Практический опыт: организации
общения дошкольников в повседневной
жизни и различных видах деятельности
Умения: общаться с детьми, использовать
вербальные и невербальные средства
стимулирования и поддержки детей,
помогать детям, испытывающим
затруднения в общении; анализировать
педагогические условия, способствующие
возникновению и развитию общения,
принимать решения по их коррекции;
Знания: психологические особенности
общения детей раннего и дошкольного
возраста; основы организации
бесконфликтного общения детей и
способы разрешения конфликтов;
Практический опыт: организации
различных видов продуктивной
деятельности дошкольников; оценки
продуктов детской деятельности;
Умения: руководить продуктивными
видами деятельности с учетом возраста и
индивидуальных особенностей детей
группы; оценивать продукты детской
деятельности; изготавливать поделки из
различных материалов; рисовать, лепить,
конструировать;
Знания: сущность и своеобразие
продуктивной деятельности
дошкольников;
содержание и способы организации
продуктивной деятельности
дошкольников; технологии
художественной обработки материалов;
основы изобразительной грамоты, приемы
рисования, лепки, аппликации и
конструирования; особенности
планирования продуктивной деятельности
дошкольников вне занятий;
Практический опыт: организации и
проведения развлечений;
участия в подготовке и проведении
праздников в образовательной
11
возраста.
организации;
Умения: петь, играть на детских
музыкальных инструментах, танцевать;
организовывать детский досуг;
осуществлять показ приемов работы с
атрибутами разных видов театров;
Знания: элементы музыкальной
грамоты, музыкальный репертуар по
программе дошкольного образования,
детскую художественную литературу;
теоретические и методические основы
организации и проведения праздников и
развлечений для дошкольников; виды
театров, средства выразительности в
театральной деятельности;
ПК 2.7 Анализировать
Практический опыт: наблюдения и
процесс и результаты
анализа игровой, трудовой, продуктивной
организации различных
деятельности и общения детей,
видов деятельности и
организации и проведения праздников и
общения детей.
развлечений; наблюдения за
формированием игровых, трудовых
умений, развитием творческих
способностей, мелкой моторики у
дошкольников;
Умения: анализировать проведение игры
и проектировать ее изменения в
соответствии с возрастом и
индивидуальными особенностями детей
группы; анализировать приемы
организации и руководства посильным
трудом дошкольников и продуктивными
видами деятельности (рисование,
аппликация, лепка, конструирование) с
учетом возраста и психофизического
развития детей; анализировать подготовку
и проведение праздников и развлечений;
Знания: способы диагностики результатов
игровой, трудовой, продуктивной
деятельности детей.
Организация
ПК 3.1. Определять цели Практический опыт: определения целей и
занятий
по и задачи, планировать задач обучения, воспитания и развития
занятия
с
детьми личности дошкольника при составлении
основным
дошкольного возраста
конспектов занятий, экскурсий,
общеобразовате
наблюдений;
льным
программам
дошкольного
образования
Умения: определять цели обучения,
воспитания и развития личности
дошкольника в зависимости от формы
организации обучения, вида занятия и с
12
учетом особенностей возраста;
формулировать задачи обучения,
воспитания и развития личности
дошкольника в соответствии с
поставленными целями;
Знания: основы организации обучения
дошкольников; структуру и содержание
примерных и вариативных программ
дошкольного образования;
ПК 3.2 Проводить занятия Практический опыт: организации и
с детьми дошкольного проведения групповых и индивидуальных
возраста
занятий по различным разделам
программы; организации и проведения
наблюдений, в том числе за явлениями
живой и неживой природы,
общественными явлениями, транспортом;
организации и проведения экскурсий для
ознакомления детей
с окружающим миром;
Умения: использовать разнообразные
методы, формы и средства организации
деятельности детей на занятиях;
использовать технические средства
обучения (далее - ТСО) в
образовательном процессе; выразительно
читать литературные тексты;
Знания: особенности психических
познавательных процессов и учебнопознавательной деятельности детей
дошкольного возраста; теоретические и
методические основы воспитания и
обучения
детей на занятиях; особенности
проведения наблюдений и экскурсий в
разных возрастных группах; приемы
работы с одаренными детьми; способы
коррекционной работы с детьми,
имеющими трудности в обучении;
основные виды ТСО и их применение в
образовательном
процессе; педагогические и
гигиенические требования к организации
обучения на занятиях, при проведении
экскурсий и наблюдений;
ПК 3.3 Осуществлять
Практический опыт:
педагогический контроль, организации и проведения коррекционной
оценивать процесс и
работы с детьми, имеющими трудности в
результаты обучения
обучении;
дошкольников
Умения: оценивать задачи обучения,
воспитания и развития на предмет их
соответствия поставленной цели;
отбирать средства определения
13
ПК 3.4
занятия
Анализировать
ПК
3.5
Вести
документацию,
обеспечивающую
организацию занятий
Взаимодействи ПК 4.1. Определять цели,
е с родителями задачи и планировать
и сотрудниками работу с родителями
результатов обучения, интерпретировать
результаты диагностики;
Знания: требования к содержанию и
уровню подготовки детей дошкольного
возраста; диагностические методики для
определения уровня умственного
развития дошкольников;
Практический опыт: проведения
диагностики и оценки результатов
воспитания, обучения и развития
дошкольников на занятиях с учетом
возрастных и индивидуальных
особенностей; наблюдения и анализа
различных видов занятий (экскурсий,
наблюдений) в разных возрастных
группах; обсуждения отдельных занятий,
экскурсий, наблюдений в диалоге с
сокурсниками, руководителем
педагогической практики, воспитателями,
разработки предложений по их
коррекции; осуществления самоанализа
различных видов занятий (экскурсий,
наблюдений);
Умения: определять способы
коррекционно-развивающей работы с
детьми, имеющими трудности в
обучении; анализировать занятия,
наблюдения, экскурсии; осуществлять
самоанализ, самоконтроль при
проведении занятий, наблюдений и
экскурсий;
Знания:
Практический опыт: составления
конспектов занятий с учетом
особенностей возраста, группы и
отдельных воспитанников; составления
психолого-педагогической
характеристики ребенка;
оформления документации;
Умения: составлять программу работы с
одаренными детьми в соответствии с
индивидуальными особенностями
развития личности ребенка;
Знания: требования к составлению
психолого-педагогической
характеристики ребенка; виды
документации, требования к ее
оформлению.
Практический опыт: планирования
работы с родителями (лицами, их
заменяющими); наблюдения за детьми и
обсуждения с родителями (лицами, их
14
образовательно
й организации
заменяющими) достижений и трудностей
в развитии ребенка;
ПК 4.2 Проводить
индивидуальные
консультации по
вопросам семейного
воспитания, социального,
психического и
физического развития
ребенка.
ПК
4.3
Проводить
родительские собрания,
привлекать
родителей
(лиц, их замещающих) к
организации
и
проведению мероприятий
в
группе
и
в
образовательной
организации
ПК 4.4 Оценивать и
анализировать результаты
работы с родителями,
корректировать процесс
взаимодействия с ними
Умения: планировать работу с
родителями (лицами, их заменяющими);
формулировать цели и задачи работы с
семьей;
Знания: основные документы о правах
ребенка и обязанности взрослых по
отношению к детям;
Практический опыт: определения целей и
задач работы с отдельной семьей по
результатам наблюдений за ребенком,
изучения особенностей семейного
воспитания;
Умения: изучать особенности семейного
воспитания дошкольников,
взаимоотношения родителей и детей в
семье; консультировать родителей по
вопросам семейного воспитания,
социального, психического и физического
развития ребенка;
Знания: сущность и своеобразие процесса
социализации дошкольников; задачи и
содержание семейного воспитания;
особенности современной семьи, ее
функция; особенности проведения
индивидуальной работы с семьей; методы
и приемы оказания педагогической
помощи семье; методы изучения
особенностей семейного воспитания;
Практический опыт: наблюдения за
детьми и обсуждения с родителями
(лицами, их заменяющими) достижений и
трудностей в развитии ребенка;
Умения: организовывать и проводить
разнообразные формы работы с семьей
(родительские собрания, посещение детей
на дому, беседы), привлекать родителей к
проведению совместных мероприятий;
Знания: основы планирования работы с
родителями (лицами, их заменяющими);
содержание и формы работы с
семьей;
Практический опыт: определения целей и
задач работы с отдельной семьей по
результатам наблюдений за ребенком,
изучения особенностей семейного
воспитания
Умения: анализировать процесс и
результаты работы с родителями (лицами,
их заменяющими);
15
ПК 4.5
Координировать
деятельность сотрудников
образовательной
организации, работающих
с группой
Методическое
обеспечение
образовательно
го процесса
ПК 5.1. Разрабатывать
методические материалы
на основе примерных с
учетом
особенностей
возраста,
группы
и
отдельных воспитанников
ПК
5.2
Создавать
в
Знания: методы изучения особенностей
семейного воспитания;
Практический опыт: взаимодействия с
администрацией образовательной
организации, воспитателями,
музыкальным работником,
руководителем физического воспитания,
медицинским работником и другими
сотрудниками; руководства работой
помощника
воспитателя;
Умения: взаимодействовать с
работниками дошкольной
образовательной организации по
вопросам воспитания, обучения и
развития дошкольников; руководить
работой помощника
воспитателя;
Знания: должностные обязанности
помощника воспитателя; формы, методы
и приемы взаимодействия и организации
профессионального общения с
сотрудниками образовательной
организации, работающими с группой.
Практический опыт: анализа и разработки
учебно-методических материалов
(рабочих программ,
учебно-тематических планов) на основе
примерных и вариативных;
Умения: анализировать примерные и
вариативные программы дошкольного
образования; определять цели и задачи,
содержание, формы, методы и средства
при планировании дошкольного
образования воспитанников;
осуществлять планирование с учетом
особенностей возраста, группы,
отдельных воспитанников;
Знания: теоретические основы
методической работы воспитателя детей
дошкольного возраста; концептуальные
основы и содержание примерных и
вариативных программ дошкольного
образования; теоретические основы
планирования педагогического процесса в
дошкольном образовании; методику
планирования и разработки рабочей
программы, требования к оформлению
соответствующей документации;
Практический опыт: участия в создании
предметно-развивающей среды;
16
группе
предметно- Умения: создавать в группе
предметно-развивающую среду,
развивающую среду
соответствующую возрасту, целям и
задачам дошкольного образования;
Знания: педагогические, гигиенические,
специальные требования к созданию
предметно-развивающей среды;
ПК 5.3
Практический опыт: изучения и анализа
педагогической и методической
Систематизировать и
оценивать педагогический литературы по проблемам дошкольного
образования; определять педагогические
опыт и образовательные
проблемы методического характера и
технологии в области
находить способы их решения;
дошкольного образования Умения: сравнивать эффективность
на основе изучения
применяемых методов дошкольного
образования, выбирать наиболее
профессиональной
литературы, самоанализа эффективные образовательные
технологии с учетом образовательных
и анализа деятельности
организаций и особенностей возраста
других педагогов
воспитанников; определять пути
самосовершенствования педагогического
мастерства
Знания: особенности современных
подходов и педагогических технологий
дошкольного
образования; источники, способы
обобщения, представления и
распространения педагогического опыта;
ПК
5.4
Оформлять
педагогические
разработки
в
виде
отчетов,
рефератов,
выступлений
ПК 5.5 Участвовать в
исследовательской и
проектной деятельности в
области дошкольного
образования.
Практический опыт: оформления
портфолио педагогических достижений;
презентации педагогических разработок в
виде отчетов, рефератов, выступлений;
Умения: адаптировать и применять
имеющиеся методические
разработки; готовить и оформлять отчеты,
рефераты, конспекты; оформлять
результаты исследовательской и
проектной работы;
Знания: логику подготовки и требования к
устному выступлению, отчету,
реферированию, конспектированию;
Практический опыт: участия в
исследовательской и проектной
деятельности;
Умения: использовать методы и методики
педагогического исследования и
проектирования, подобранные совместно
с руководителем; с помощью
руководителя определять цели, задачи,
планировать исследовательскую и
проектную деятельность в области
17
дошкольного образования;
Знания: основы организации
опытно-экспериментальной работы в
сфере образования.
4.3. Личностные результаты
Личностные результаты
реализации программы воспитания
(дескрипторы)
Код личностных
результатов
реализации
программы
воспитания
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
Проявляющий
активную
гражданскую
позицию,
демонстрирующий
приверженность
принципам
честности,
порядочности, открытости, экономически активный и участвующий
в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на
условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и
участвующий в деятельности общественных организаций
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам
гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод
граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям
представителей субкультур, отличающий их от групп с
деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий
неприятие и предупреждающий социально опасное поведение
окружающих
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда,
осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к
формированию в сетевой среде личностно и профессионального
конструктивного «цифрового следа»
Демонстрирующий
приверженность
к
родной
культуре,
исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу,
малой
родине,
принятию
традиционных
ценностей
многонационального народа России
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность
к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях
Осознающий приоритетную ценность личности человека;
уважающий собственную и чужую уникальность в различных
ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям
различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и
иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и
ЛР 1
ЛР 2
ЛР 3
ЛР 4
ЛР 5
ЛР 6
ЛР 7
ЛР 8
18
трансляции культурных традиций и ценностей многонационального
российского государства
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и
безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо
преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных
ЛР 9
веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую
устойчивость в ситуативно сложных или стремительно
меняющихся ситуациях
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
ЛР 10
безопасности, в том числе цифровой
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий
ЛР 11
основами эстетической культуры
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и
воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье,
ЛР 12
ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со
своими детьми и их финансового содержания
Личностные результаты
реализации программы воспитания,
определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности
Принимающий и транслирующий ценность детства как особого
периода жизни человека, проявляющий уважение к детям,
защищающий
достоинство
и
интересы
обучающихся,
ЛР 13
демонстрирующий готовность к проектированию безопасной и
психологически комфортной образовательной среды, в том числе
цифровой.
Стремящийся находить и демонстрировать ценностный аспект
учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и
переживание обучающимися
ЛР 14
Признающий ценности непрерывного образования, необходимость
постоянного совершенствования и саморазвития; управляющий
собственным
профессиональным
развитием,
рефлексивно
оценивающий собственный жизненный и профессиональный опыт
ЛР 15
Демонстрирующий готовность к профессиональной коммуникации,
толерантному общению;
способность вести диалог с
обучающимися,
родителями
(законными
представителями)
обучающихся,
другими
педагогическими
работниками
и
специалистами, достигать в нем взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения.
Проявляющий ценностное отношение к культуре и искусству, к
культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии,
готовность
транслировать
эстетические
ценности
своим
воспитанникам
Личностные результаты
ЛР 16
ЛР 17
19
реализации программы воспитания, определенные субъектом
Российской Федерации
Проявляющий и демонстрирующий уважение традиционным
ЛР 18
ценностям семьи, семейного образа жизни, готовность к
сохранению и развитию духовно-нравственных традиций в
семейных отношениях и семейном воспитании
Сопричастный в развитии толерантности человеческого
потенциала в Республике Бурятия участвующий в сохранении и
ЛР 19
приумножении духовного и культурного потенциала народов,
населяющих республику, на основе идей единства и дружбы
народов, культуры межнационального (межэтнического) общения,
в формировании в обществе обстановки нетерпимости к
пропаганде и распространению идей экстремизма, ксенофобии,
национальной исключительности, направленных на подрыв
общественно-политической стабильности, национального мира и
согласия
Демонстрирующий готовность к дальнейшему трудоустройству в
ЛР 20
соответствии с получаемым профессиональным образованием
согласно потребностям регионального рынка труда
Демонстрирующий готовность к временному трудоустройству и
самозанятости в свободное от учебы время согласно потребностям
ЛР 21
регионального рынка труда
Участвующий в сохранении и приумножении духовного и
культурного потенциала в соответствии с нормами морали и
ЛР 22
традициями народов, населяющих республику; сопричастный к
сохранению и развитию национальных языков
Проявляющий ценностное отношение здоровому образу жизни,
развитию региональной системы физкультурно-спортивного
ЛР 23
воспитания населения
Демонстрирующий вовлеченность в социальную практику:
предпринимательскую, добровольческую, художественноЛР 24
творческую, научную, научно-техническую и инновационную
деятельность в интересах развития республики, системы
профессионального самоопределения молодежи
Соблюдающий требования общественного порядка и
ЛР 25
общественной безопасности, правила дорожного движения,
выполняющий инструкции о действиях в чрезвычайных
ситуаций, пожарной безопасности
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями
Гибко реагирующий на появление новых инноваций, технологий,
готовый использовать их в
профессиональной деятельности.
Проявляющий готовность участвовать в проектных командах.
Эффективно взаимодействующий с сотрудниками ДО
организаций, социальными партнерами, родителями
(законными представителями) обучающихся для достижения
общих целей воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции
педагогического опыта сотрудников ДО организации.
ЛР 26
ЛР 27
ЛР 28
20
Проявляющий ценностное отношение к культуре речи и
поведения, соблюдающий нормы языка в профессиональном
общении
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектами
образовательного процесса
Осознающий значимость профессионального развития в
выбранной специальности.
ЛР 29
Демонстрирующий развитые навыки устной, письменной и
цифровой деловой коммуникации, публичного выступления,
соблюдения норм речевого и сетевого этикета, умеющий
выражать свои мысли на государственных языках республики.
Эффективно взаимодействующий с другими участниками
образовательного процесса в колледже, людьми,
ЛР 30
представителями различных культур, возрастов, лиц с
ограниченными возможностями здоровья, проявляющий
эмпатию и умеющий конструктивно реагировать на критику
Умеющий работать в команде, проявляющий
ли дерские
ЛР 31
качества.
Проявляющий самостоятельность и ответственность во всех
сферах своей деятельности, готовый к исполнению
разнообразных социальных ролей, востребованных обществом
и государством
5. Контроль и оценка результатов освоения программы подготовки
специалистов среднего звена
Оценка качества освоения программы подготовки специалистов среднего звена
включает текущий контроль, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию
обучающихся.
5.1. Текущий контроль результатов подготовки студентов
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью обеспечения
оперативного управления учебной деятельностью, активизации самостоятельной работы
студентов. Формы и методы текущего контроля успеваемости определяются рабочими
программами учебных дисциплин, ПМ, контрольно-измерительными материалами по
учебным дисциплинам, комплектом контрольно-оценочных средств по ПМ, МДК в
составе профессионального модуля. Одним из элементов текущего контроля успеваемости
студентов очной формы обучения является межсессионный контроль, который
проводится один раз в семестр не позднее, чем за полтора месяца до конца семестра по
всем учебным дисциплинам, МДК в составе профессионального модуля учебного плана в
целях подведения итогов текущей успеваемости.
5.2. Промежуточная аттестация обучающихся
Промежуточная аттестация проводится с целью определения:
•
соответствия уровня и качества подготовки студентов требованиям ФГОС СПО;
•
полноты и прочности теоретических знаний по учебной дисциплине, МДК;
•
готовности студентов применять полученные теоретические знания при решении
практических задач;
•
готовности студента к выполнению видов профессиональной деятельности;
21
•
сформированности у студентов общих и профессиональных компетенций.
Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности студента за
семестр. Основными формами промежуточной аттестации в колледже являются:
•
экзамен по учебной дисциплине, МДК в составе ПМ;
•
экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю;
•
зачет по учебной дисциплине;
•
дифференцированный зачет по учебной дисциплине, МДК в составе ПМ;
•
курсовая работа.
Формы и порядок проведения промежуточной аттестации, периодичность
промежуточной аттестации определяется учебными планами, локальными-нормативными
актами колледжа.
В процессе промежуточной аттестации в каждом учебном году количество
экзаменов не превышает 8, количество зачетов, дифференцированных зачетов - 10. Зачеты
и дифференцированные зачеты проводятся за счет времени, отведенного на теоретическое
обучение.
Экзамены проводятся в дни, освобожденные от других форм учебной
нагрузки. При проведении 3-х экзаменов в период зимней сессии, 5-ти - в период летней
сессий, первый экзамен проводится в первый день сессии. Интервал между экзаменами
должен быть не менее 2-х дней.
Условием допуска к промежуточной аттестации по профессиональному модулю
является успешное освоение всех его элементов, включая МДК, учебную и
производственную практику.
В колледже создается, обновляется и дополняется фонд оценочных средств с
максимально приближенными программами текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной
деятельности.
5.3. Государственная итоговая аттестация выпускников
Государственная итоговая аттестация (далее - ГИА) включает подготовку и защиту
выпускной квалификационной работы (далее - ВКР), соответствующей по тематике
содержанию одного или нескольких профессиональных модулей. На подготовку ВКР
отводится 4 недели, на защиту - 2 недели.
Требования к содержанию, объему и структуре ВКР определены локальными нормативными актами колледжа: Положением о государственной итоговой аттестации,
Положением о ВКР, программой государственной итоговой аттестации по специальности
44.02.01 «Дошкольное образование». Государственный экзамен не предусмотрен.
6. Условия реализации программы подготовки специалистов среднего
звена
Колледжем разрабатывается и утверждается решением педагогического совета
ППССЗ, включающая в себя учебный план и примерные программы учебных дисциплин,
профессиональных модулей, с учетом потребностей регионального рынка труда.
Программа разрабатывается с учетом направленности на удовлетворение
потребностей рынка труда и работодателей, в программе конкретизированы конечные
результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого
практического опыта.
22
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится
выпускник, определяют содержание образовательной программы, разработанной
колледжем совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании программы ГБПОУ БРПК:
использует объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ППССЗ,
частично увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули
обязательной части, частично вводя новые дисциплины и модули в соответствии с
потребностями работодателей и спецификой деятельности;
ежегодно обновляет программу подготовки специалистов среднего звена (в части
состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных учебным заведением в
учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин и
профессиональных модулей, программ учебной и производственной практик,
методических
материалов,
обеспечивающих
реализацию
соответствующей
образовательной технологии) с учетом запросов работодателей, особенностей развития
региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках,
установленных федеральным государственным образовательным стандартом;
в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко
формулирует требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому
практическому опыту, знаниям и умениям;
обеспечивает эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с
совершенствованием управления ею со стороны преподавателей;
обеспечивает обучающимся возможность участвовать в формировании
индивидуальной образовательной программы;
формирует социокультурную среду, создавать условия, необходимые для
всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся,
способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса,
включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе
общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
предусматривает в целях реализации компетентностного подхода использование в
образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий
(компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций,
психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной
работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций
обучающихся.
При реализации программы, обучающиеся имеют академические права и
обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации». Максимальный объем учебной нагрузки
обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной
и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППССЗ. Максимальный
объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет
36 академических часов в неделю. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в
год при заочной форме получения образования составляет 160 академических часов.
Общий объем каникулярного времени в учебном году составляет 8-11 недель, в том числе
не менее двух недель в зимний период.
Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной работы
по дисциплине (дисциплинам) профессионального цикла и (или) профессиональному
23
модулю (модулям) профессионального цикла и реализуется в пределах времени,
отведенного на ее (их) изучение.
При реализации программы в соответствии с п. 29 приказа Минобрнауки России от
14.06.2013 № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
образовательным
программам
среднего
профессионального образования», исходя из специфики реализации специальности
44.02.01 «Дошкольное образование», ГБПОУ БРПК планирует проведение учебных занятий
с обучающимися с разделением группы на подгруппы по отдельным дисциплинам и МДК
профессионального цикла, что отражено в таблице 3.
Таблица 3
Наименование дисциплин, МДК
Объем
Сроки
нагрузки обучения
(час. в нед.) (семестр)
БД.01 Иностранный язык
3
ПОО.01 Информатика
2
ОГСЭ.04 Иностранный язык
в соотв. с
учебным
планом
ЕН.02 Информатика и информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности
2
ОП.10 Основы образовательной
робототехники в ДОУ
3
Примечание
1, 2
из расчета
разделения учебной
группы на 2
3, 4, 5, 6, подгруппы (в случае
7,8
если в учебной
группе количество
обучающихся
составляет не более
3,4
15 чел., то группа не
разделяется на
подгруппы)
5
1, 2
В период обучения с юношами проводятся учебные сборы.
В соответствии с ФГОС СПО практика является обязательным разделом ППССЗ.
При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практики: учебная и
производственная.
Учебная и производственная практики (по профилю специальности) проводятся
образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций
в рамках профессиональных модулей и реализуются как концентрированно в несколько
периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках
профессиональных модулей. Производственная практика состоит из двух этапов:
практика по профилю специальности и преддипломная.
Преддипломная практика направлена на углубление студентом первоначального
профессионального опыта, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку
готовности к самостоятельной трудовой деятельности и подготовку к выполнению
выпускной квалификационной работы. Продолжительность преддипломной практики
составляет 4 недели, практика проводится концентрированно по окончании
теоретического обучения и промежуточной аттестации 7 семестра. Практика завершается
дифференцированным зачетом.
С базами практики у колледжа заключены договоры о сотрудничестве. Имеющиеся
24
базы практики обеспечивают возможность прохождения практики всеми студентами в
соответствии с учебным планом.
Реализация программы подготовки специалистов среднего звена обеспечивается
педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях
соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей,
отвечающих за освоение обучающимися дисциплин и модулей профессионального цикла.
Программа подготовки специалистов среднего звена обеспечивается учебнометодической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и
профессиональным модулям.
Внеаудиторная работа сопровождается методическим обеспечением и
обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППССЗ обеспечивается доступом каждого обучающегося к базам
данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин
(модулей) в соответствии с ФГОС СПО.
Во время самостоятельной подготовки обучающиеся обеспечены доступом к сети
Интернет. Каждый обучающийся обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или
электронным изданием по каждой учебной дисциплине профессионального цикла и одним
учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому
междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями
основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной
за последние 5 лет. Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, включает
официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2
экземпляра на каждые 100 обучающихся. Каждому обучающемуся обеспечен доступ к
комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 5 наименований
отечественных журналов.
Колледж располагает материально-технической базой, обеспечивающей
проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной,
междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных
учебным планом данной специальности.
Материально-техническая база соответствует действующим санитарным и
противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений для
подготовки по специальности СПО 44.02.01 «Дошкольное образование»:
Кабинеты:
гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
педагогики и психологии;
физиологии, анатомии и гигиены;
иностранного языка;
теории и методики физического воспитания;
теоретических и методических основ дошкольного образования;
изобразительной деятельности и методики развития детского изобразительного
творчества;
музыки и методики музыкального воспитания;
25
безопасности жизнедеятельности.
Лаборатории:
информатики и информационно-коммуникационных технологий;
медико-социальных основ здоровья.
Спортивный комплекс
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
7. Содержание и организация учебного
образовательной программы по специальности
процесса
при
реализации
7.1. План учебного процесса
Учебный план ГБПОУ БРПК разработан на основе Федерального государственного
образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
27.10.2014 № 1351, приказа Министерства образования и науки РФ от 29.10.2013 № 1199
«Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального
образования».
Учебный план определяет объемные параметры учебной нагрузки в целом, по
годам обучения и по семестрам. Перечень учебных дисциплин, профессиональных
модулей и их составных элементов (междисциплинарных курсов, учебной и
производственной практик). Последовательность изучения учебных дисциплин и
профессиональных модулей. Виды учебных занятий, распределение различных форм
промежуточной аттестации по годам обучения и семестрам. Распределение по семестрам
и объемные показатели подготовки и проведения государственной (итоговой аттестации).
Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности
предусматривает изучение следующих учебных циклов: общеобразовательная подготовка,
общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл, математический и
общий естественнонаучный учебный цикл, профессиональный учебный цикл,
профессиональные модули.
Обязательная часть программы подготовки специалистов среднего звена составляет
69,77% от общего объема времени, отведенного на освоение, что и предусмотрено
базовым учебным планом.
Максимальный объем учебной нагрузки составляет 7038 часа, в т.ч. 2106 ч. общеобразовательная подготовка, что не превышает установленный ФГОС объем
недельной максимальной нагрузки - 54 ч., аудиторная нагрузка не превышает 36 часов в
неделю.
Дисциплина «Физическая культура» предусматривает еженедельно 2 часа
обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной учебной нагрузки (за счет
различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
Консультации для студентов предусматриваются образовательным учреждением в
объеме 4 часа на каждого обучающегося на учебный год, в том числе, в период
реализации среднего общего образования. Форма проведения консультаций,
предусмотренных учебным планом - групповые и индивидуальные.
26
При составлении графика учебного процесса учебное заведение руководствуется
тем, что начало учебных занятий устанавливается с 1 сентября, окончание обучения - 30
июня. Продолжительность каникул составляет 2 недели в зимний период.
Продолжительность и виды практик планируется в соответствии с ФГОС СПО.
Общеобразовательный учебный цикл программы
подготовки специалистов
среднего звена формируется в соответствии с Рекомендациями по организации получения
среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом
требования ФГОС и получаемой профессии или специальности СПО, направленные
Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
от 17 марта 2015 г. за № 06-259, Уточнениями к вышеуказанным рекомендациям ФИРО
от 25 мая 2017г., Приложением 4 к Информационно-методическому письму об
актуальных вопросах модернизации среднего профессионального образования ФГАУ
«ФИРО» от 11 октября 2017 г. за № 01-00-05/925. Реализация среднего общего
образования соответствует гуманитарному профилю общеобразовательной подготовки.
Срок реализации ФГОС среднего общего образования в пределах программы
подготовки специалистов среднего звена составляет 39 недель. С учетом этого срок
обучения по основной профессиональной образовательной программе СПО увеличивается
на 52 недели, в том числе: 39 недель - теоретическое обучение, 2 недели - промежуточная
аттестация, 11 недель - каникулы.
Учебное время, отведенное на теоретическое обучения – 1404 часа распределено на
учебные дисциплины общеобразовательного цикла – общие, по выбору образовательной
организации из обязательных предметных областей и дополнительные по выбору
обучающегося.
По выбору образовательной организации в учебный план включены следующие
дисциплины:
Обществознание,
Информатика,
Естествознание.
В
качестве
дополнительных дисциплин по выбору обучающегося включены дисциплины: Родной
язык, Бурятский язык как государственный, Музыка Бурятии.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение первого курса в
рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом на дисциплину
«Индивидуальный проект», и должен быть представлен в виде завершённого учебного
исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального,
прикладного,
инновационного,
конструкторского,
инженерного.
Выполняется
индивидуальный проект обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя
по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов,
курсов в любой избранной области деятельности. На самостоятельную внеаудиторную
работу отведено 50% учебного времени от обязательной аудиторной нагрузки.
Учебные дисциплины общеобразовательного цикла реализуются на 1 курсе.
Промежуточная аттестация по общеобразовательному циклу проводится в форме
дифференцированных зачетов и экзаменов: дифференцированные зачеты – за счет
времени, отведенного на соответствующую общеобразовательную дисциплину, экзамены
– за счет времени, выделенного ФГОС СПО по специальности. Экзамены проводятся по
учебным дисциплинам «Математика», «Русский язык», «История», по другим –
дифференцированный зачет.
Общеобразовательная подготовка в рамках реализации ППССЗ специальности
44.02.01 «Дошкольное образование» осуществляется в соответствии с «Рекомендациями
27
по организации
получения
среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного
общего образования
с учетом требований
федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования» (письмо Минобрнауки России от 17.03.2015 г. № 06259), определяющих профили получаемого профессионального образования, базовые и
профильные общеобразовательные дисциплины и их объемные параметры, а также
рекомендуемое распределение специальностей среднего профессионального образования
по профилям получаемого профессионального образования.
Практика как вид учебных занятий проводится концентрированно и
рассредоточено в соответствии с «Положением о практической подготовке обучающихся
ГБПОУ «Бурятский республиканский педагогический колледж» и графику учебного
процесса в общем объеме 23 недели. Преддипломная практика проводится
концентрированно в течение 4 недель в начале 8-го семестра.
7.1.1. Формирование вариативной части программы
Время, отведенное на вариативную часть ФГОС, в объеме 936 часов. Вариативная
часть составляет 30,23% и распределена по каждому учебному циклу плана (за
исключением общеобразовательной подготовки) путем увеличения объема времени,
отведенного на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые
дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой
деятельности образовательной организации.
1. По учебному циклу общегуманитарных и социально-экономических дисциплин
введены дисциплины "Русский язык и культура
речи",
на которую выделено
максимальной нагрузки - 81 ч., обязательной - 39 ч. и «История и культура Бурятии», на
которую выделено максимальной - 62 ч., обязательной - 48 ч., содержание которых
направлено на освоение таких компетенций как ОК 6. Работать в коллективе и команде,
взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами, ОК 7. Ставить
цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их
работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
На увеличение количества часов обязательных дисциплин общегуманитарного и
социально-экономического цикла выделено максимальной нагрузки – 76 ч., обязательной
- 11 ч.
2. На увеличение количества часов обязательных дисциплин математического и
общего естественнонаучного цикла выделено максимальной нагрузки – 46 ч.,
обязательной – 15 ч.
3. На профессиональный учебный цикл - 823 ч., в том числе:
3.1. На введение общепрофессиональных дисциплин (всего 493 ч.):
- ОП.07 Основы учебно-исследовательской деятельности (всего 51 ч.);
- ОП.08 Основы предпринимательства и управления в образовании (всего 48 ч.);
- ОП.10 Основы образовательной робототехники в школе (всего 51 ч.);
- ОП.11 Детская литература с практикумом по выразительному чтению (всего 78 ч.);
- ОП.12 Основы педагогического мастерства (всего 112 ч.);
- ОП.13 Цифровые инструменты воспитателя ДОО (всего 74 ч.).
На увеличение количества часов обязательных общепрофессиональных дисциплин
профессионального цикла выделено максимальной нагрузки – 140 ч., обязательной – 79 ч.
28
2.2. На введение междисциплинарных курсов и практик в профессиональных
модулях (всего 330 ч.):
- МДК.06.01 Теория и методика физического воспитания в ДОО / Психологопедагогические основы подготовки детей к обучению в школе (всего 106 ч.);
- МДК.06.02 Основы врачебного контроля, лечебной физкультуры и массажа / Подготовка
детей к обучению грамоте по программам предшкольного образования (всего 56 ч.);
- МДК.06.03 Базовые и новые виды физкультурно-оздоровительной работы в ДОО /
Познавательное развитие детей предшкольного возраста (всего 124 ч.).
- на увеличение количества часов обязательных междисциплинарных курсов в
профессиональных модулях выделено максимальной нагрузки – 177 ч., обязательной –
44ч.
29
7.4. Рабочая программа воспитания
7. 4.1. Цели и задачи воспитания обучающихся при освоении ими образовательной
программы:
Цель рабочей программы воспитания – личностное развитие обучающихся и их
социализация, проявляющиеся в развитии их позитивных отношений к общественным
ценностям, приобретении опыта поведения и применения сформированных общих
компетенций специалистов среднего звена на практике.
Задачи:
– формирование единого воспитательного пространства, создающего равные
условия для развития обучающихся профессиональной образовательной организации;
– организация всех видов деятельности, вовлекающей обучающихся в
общественно-ценностные социализирующие отношения;
– формирование у обучающиеся профессиональной образовательной организации
общих ценностей, моральных и нравственных ориентиров, необходимых для устойчивого
развития государства;
– усиление воспитательного воздействия благодаря непрерывности процесса
воспитания.
7.4.2. Рабочая программа воспитания представлена в приложении 6.
7.5. Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы представлен в приложении 7.
31