СОДЕРЖАНИЕ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Общие положения
Общая характеристика программы
Характеристика профессиональной деятельности выпускника
Планируемые
результаты
освоения
программы
подготовки
специалистов среднего звена
Общие компетенции
Профессиональные компетенции
Личностные результаты
Контроль и оценка результатов программы подготовки специалистов
среднего звена
Текущий контроль результатов подготовки студентов
Промежуточная аттестация обучающихся
Государственная итоговая аттестация выпускников
Условия реализации программы подготовки специалистов среднего
звена
Содержание и организация учебного процесса при реализации
образовательной программы по специальности
План учебного процесса
Формирование вариативной части программы
Календарный учебный график
Сводные данные по бюджету времени
3
6
6
7
7
9
23
26
26
26
27
27
31
31
33
35
35
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Рабочие программы учебных дисциплин общеобразовательного цикла
Приложение 2. Рабочие программы
учебных дисциплин общего гуманитарного и
социально-экономического цикла
Приложение 3. Рабочие программы учебных дисциплин математического и общего
естественнонаучного цикла
Приложение 4. Рабочие программы учебных дисциплин профессионального цикла
Приложение 5. Рабочие программы профессиональных модулей
Приложение 6. Рабочая программа воспитания
Приложение 7. Календарный план воспитательной работы
2
1. Общие положения
1.1. Программа подготовки специалистов среднего звена
Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.02
«Преподавание в начальных классах» (далее - Программа) реализуется Государственным
бюджетным
профессиональным
образовательным
учреждением
«Бурятский
республиканский педагогический колледж» (далее - ГБПОУ БРПК).
Программа представляет собой комплекс нормативно-методической документации,
разработанной и утвержденной ГБПОУ БРПК, с учетом требований регионального рынка
труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных
классах», утвержденного приказом Минобрнауки России от 27 октября 2014 г. № 1353.
Программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия
организации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по
данной специальности и включает в себя: учебный план, рабочие программы дисциплин,
профессиональных модулей, учебной и производственной практик и другие методические
материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся.
Программа подготовки специалистов среднего звена по данной специальности
предусматривает изучение следующих учебных циклов: общеобразовательного, общего
гуманитарного и социально-экономического; математического и общего естественнонаучного; профессионального; включает разделы: учебная практика, производственная
практика (по профилю специальности), производственная практика (преддипломная);
проведение текущего контроля, промежуточной аттестации, государственной (итоговой)
аттестации - подготовка и защита выпускной квалификационной работы.
Общеобразовательный, общий гуманитарный и социально-экономический,
математический и общий естественнонаучный циклы состоят из учебных дисциплин.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и
профессиональных модулей в соответствии с основными видами профессиональной
деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько
междисциплинарных курсов. При освоении профессиональных модулей проводятся
учебная практика и производственная практика (по профилю специальности).
Обязательная часть программы подготовки специалистов среднего звена по циклам
составляет 70% от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная
часть (30%) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой
содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и
знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в
соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения
образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули
вариативной части определены образовательным учреждением. Вариативная часть
распределена в соответствии с потребностями работодателей и направлена на введение
новых элементов программы и на дополнение обязательной части циклов ППССЗ,
предложенных ФГОС.
Программа ежегодно пересматривается и обновляется в части содержания учебных
планов, рабочих программ, методических материалов. Программа реализуется в
совместной образовательной, научной, производственной, общественной и иной
деятельности обучающихся и педагогов ГБПОУ БРПК.
3
1.2. Нормативные документы для разработки программы
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. № 1353 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных
классах» (с изменениями и дополнениями);
- Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с
изменениями и дополнениями);
- Приказ Минобрнауки России от 29.10.2013 № 1199 «Об утверждении перечней
профессий и специальностей среднего профессионального образования» (с изменениями и
дополнениями);
- Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам среднего профессионального образования» (с изменениями и дополнениями);
- Приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594 «Об утверждении Порядка
разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и
ведения реестра примерных основных образовательных программ»;
- Приказ Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении
Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего профессионального образования»;
- Приказ Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России № 390 от 5 августа
2020 г. «О практической подготовке обучающихся» (вместе с «Положением о
практической подготовке обучающихся»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18
октября 2013 г. № 544 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
1.3. Перечень терминов, определений и сокращений, используемых в тексте
программы:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования;
ППССЗ - программа подготовки специалистов среднего звена
Компетенция – способность применять знания, умения, личностные качества и
практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
Профессиональный модуль – часть основной профессиональной образовательной
программы, имеющая определённую логическую завершённость по отношению к
планируемым
результатам
подготовки,
и
предназначенная
для
освоения
профессиональных компетенций в рамках каждого из основных видов профессиональной
деятельности.
Основные виды профессиональной деятельности – профессиональные функции,
каждая из которых обладает относительной автономностью и определена работодателем
как необходимый компонент содержания основной профессиональной образовательной
программы.
4
Результаты подготовки – освоенные компетенции и умения, усвоенные знания,
обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования.
Учебный (профессиональный) цикл – совокупность дисциплин (модулей),
обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование компетенций в
соответствующей сфере профессиональней деятельности.
ПМ – профессиональный модуль;
ОК – общая компетенция;
ПК – профессиональная компетенция;
МДК - междисциплинарный курс.
5
2. Общая характеристика программы
2.1. Цель программы
Программа имеет целью развитие у обучающихся личностных качеств, а также
формирование общих и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями
ФГОС СПО по данной специальности. Выпускник в результате освоения программы
будет готов ко всем видам профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС.
2.2. Нормативный срок освоения программы при очной форме подготовки
Сроки получения среднего профессионального образования по специальности
44.02.02 «Преподавание в начальных классах» углубленной подготовки в очной форме
обучения и присваиваемые квалификации приводятся в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень образования,
необходимый для приема на
обучение по ППССЗ
Наименование
Срок получения СПО по
квалификации углубленной
ППССЗ углубленной
подготовки
подготовки в очной форме
обучения
среднее общее образование
Учитель начальных классов
основное общее образование
2 года 10 месяцев
3 года 10 месяцев
Сроки получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки независимо от
применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной и заочной формам обучения:
на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;
б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на
10 месяцев.
2.3 Трудоемкость программы
Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения
составляет 147 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам
86 нед.
Учебная практика
23 нед.
Производственная практика (по профилю специальности)
Производственная практика (преддипломная)
4 нед.
Промежуточная аттестация
5 нед.
Государственная итоговая аттестация
6 нед.
Каникулы
23 нед.
Итого
147 нед.
6
2.4. Требования к поступающим
Лица, поступающие на обучение, должны иметь документ государственного
образца об основном общем, о среднем общем образовании или среднем
профессиональном образовании.
3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
3.1. Область профессиональной деятельности выпускников: обучение и воспитание
детей в процессе реализации образовательных программ начального общего образования.
3.2. Объекты профессиональной деятельности выпускников:
- задачи, содержание, методы, средства, формы и процесс организации урочной и
внеурочной деятельности обучающихся в начальных классах;
- задачи, содержание, методы, формы организации и процесс взаимодействия с
коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры,
родителями, лицами их заменяющими) по вопросам обучения и воспитания учащихся;
- документационное обеспечение образовательного процесса.
3.3. Виды профессиональной деятельности выпускника:
- преподавание по образовательным программам начального общего образования;
- организация внеурочной деятельности и общения учащихся;
- классное руководство;
- методическое обеспечение образовательного процесса.
4. Планируемые результаты освоения программы подготовки
специалистов среднего звена
4.1. Общие компетенции
Учитель начальных классов должен обладать общими компетенциями,
включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5. Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством,
коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество
образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее
целей, содержания, смены технологий.
7
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и
здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее
регулирующих.
8
4.2. Профессиональные компетенции
Учитель начальных классов должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
Основные виды
деятельности
Код и наименование
компетенции
ПК 1.1. Определять
ВПД 1.
и
задачи,
Преподавание по цели
планировать уроки
программам
начального
общего
образования
Практический опыт
анализа
учебнотематических
планов
и
процесса
обучения
по
всем учебным предметам
начального
общего
образования (далее – НОО),
разработки предложений по
его
совершенствованию.
Показатели освоения компетенции
Умения
- находить и использовать
методическую литературу и
другие
источники
информации, необходимой для
подготовки к урокам;
- определять цели и задачи
урока, планировать его с
учетом
особенностей
учебного предмета, возраста,
класса,
отдельных
обучающихся
и
в
соответствии с санитарногигиеническими нормами;
- использовать различные
средства, методы и формы
организации
УД
обучающихся на уроках по
всем учебным предметам,
строить
их
с
учетом
особенностей
учебного
предмета, возраста и уровня
подготовленности
обучающихся
- применять
приемы
страховки и самостраховки
Знания
- особенности психических
познавательных процессов и
учебной
деятельности
обучающихся;
- требования ФГОС НОО и
примерные основные
образовательные программы;
- программы и учебнометодические
комплекты,
необходимые
для
осуществления
образовательного процесса по
ООП НОО;
- вопросы преемственности
образовательных
программ
дошкольного и НОО;
- воспитательные возможности
урока в начальной школе;
- методы и приемы развития
мотивации учебнопознавательной деятельности
на уроках по всем предметам;
- особенности одаренных детей
младшего школьного возраста
и детей с проблемами в
9
при выполнении физических
упражнений,
соблюдать
технику
безопасности
на
занятиях.
ПК 1.2.
Проводить уроки
- определения цели и задач,
планирования и проведения
уроков по
всем учебным предметам
НОО
- планировать и проводить
работу с одаренными детьми
всоответствии
с их
индивидуальными
особенностями;
- планировать и проводить
коррекционно-развивающую
работу
с
обучающимися, имеющими
трудности в обучении;
- использовать технические
средства обучения (далее ТСО)
в
образовательном
процессе;
устанавливать
педагогически
целесообразные
взаимоотношения
с
обучающимися
целесообразные
взаимоотношения с
развитии и трудностями в
обучении;
- основы построения
коррекционно-развивающей
работы с детьми, имеющими
трудности в обучении;
- основы обучения и
воспитания одаренных детей;
- основные виды ТСО и их
применение в образовательном
процессе
содержание
основных
учебных предметов НОО в
объеме,
достаточном
для
осуществления
профессиональной
деятельности, и методику их
преподавания;
- русского языка, детской
литературы, начального курса
математики, естествознания,
физической культуры;
элементы
музыкальной
грамоты
и
музыкальный
репертуар по программе НОО,
основы
изобразительной
грамоты, приемы рисования,
лепки,
аппликации
и
конструирования,
технологии
художественной
обработки материалов;
требования к содержанию и
10
обучающимися.
ПК 1.3. Осуществлять
педагогический
контроль, оценивать
процесс и результаты
обучения
ПК1.4. Анализировать
уроки
уровню
подготовки
обучающихся
- проведения диагностики и
- проводить педагогический методы
и
методики
оценкиучебных достижений
контроль на уроках по всем педагогического контроля
младших обучающихся с
учебным
предметам, результатов
учебной
учетом особенностей
осуществлять
отбор деятельности
обучающихся
возраста, класса и
контрольно-измерительных
(повсем учебным предметам);
отдельных обучающихся;
материалов, форм и методов методику
составления
- составления
диагностики
результатов педагогической
педагогической
обучения;
характеристики ребенка;
характеристики
- интерпретировать
основы
оценочной
обучающегося;
результаты диагностики
деятельности
учителя
- применения приемов
учебных достижений
начальных классов, критерии
страховки
и
обучающихся;
выставления отметок и виды
самостраховки
при
- оценивать процесс и учета
успеваемости
выполнении
физических результаты
деятельности обучающихся;
упражнений
обучающихся на уроках по - педагогические
и
всем учебным предметам,
гигиенические требования к
- выставлять отметки;
организации
обучения
на
осуществлять самоанализ и уроках.
самоконтроль при проведении
уроков по всем учебным
предметам
- анализировать процесс и
- логику анализа уроков
- наблюдения, анализа и
результаты
педагогической
самоанализа уроков,
деятельности и обучения по
обсуждения отдельных
всем учебным предметам,
уроков в диалоге с
корректировать
и
сокурсниками,
совершенствовать их;
руководителем
- каллиграфически
писать,
педагогической
соблюдать нормы и правила
практики, учителями;
-разработки предложений по русского языка в устной и
11
их совершенствованию и
коррекции
ВПД 2
Организация
внеурочной
деятельности
ПК
1.5.
Вести
документацию,
обеспечивающую
обучение
по
образовательным
программам
начального
общего
образования
ПК 2.1.
Определять цели и
задачи
внеурочной
и
и деятельности
- ведения
учебной
документации
- определения целей и задач,
планирования, проведения,
внеурочнойработы в
избранной
области
деятельности;
письменной речи;
выразительно
читать
литературные тексты;
- петь, играть на детских
музыкальных инструментах,
танцевать,
выполнять
физические упражнения;
- изготавливать поделки из
различных материалов;
рисовать,
лепить,
конструировать;
- анализировать уроки для
установления
соответствия
содержания,
методов
и
средств, поставленным целям
и
задачам; осуществлять
самоанализ, самоконтроль при
проведении уроков
- вести
документацию,
- виды учебной документации,
обеспечивающую обучение по требования к ее ведению и
ОП НОО
оформлению
- находить и использовать
методическую литературу и
другие источники информации,
необходимой для подготовки и
- сущность, цель, задачи,
функции, содержание, формы
и
методы
организации
внеурочной
работы
в
избранной
области
12
общения
младших
школьников
планов
и
общения, планировать - анализа
организации
внеурочной
внеурочныезанятия
работы
(с
указанием области
деятельности
или
учебного(ых) предмета(ов))
деятельности;
- особенности определения
целей и задач внеурочной
работыв начальной школе;
- теоретические основы и
методику
планирования
внеурочной работы с учетом
возрастных и индивидуальных
особенностей обучающихся;
- педагогические
и
гигиенические требования к
организации
внеурочной
работы.
ПК 2.2.
Проводить
внеурочныезанятия
методические
основы
организации
внеурочной
работыв избранной области
деятельности;
особенности
общения
обучающихся;
- методы, приемы
и формы
возрастных
ииндивидуаль
проведения
внеурочной
работы в избранной области
деятельности;
- определять педагогические
цели и задачи организации
внеурочной деятельности в
избранной области с учетом
возраста обучающихся;
- составлять
планы
внеурочных
занятий с
учетомособенностей
избранной области
деятельности, возраста
обучающихся и в
соответствии ссанитарногигиеническими нормами;
- планировать и проводить
педагогически
целесообразную работу с
родителями
(лицами,
их
заменяющими);
- подбирать и использовать на
занятии
дидактические
материалы
- планирования, проведения, - использовать различные
внеурочнойработы в
методы и формы
избранной
области организациивне урочной
деятельности
работы, строить их с учетом
возрастных и индивидуальнопсихологических
особенностей обучающихся;
13
- устанавливать
педагогически
целесообразные
взаимоотношения с
обучающимися;
планировать
ситуации,
стимулирующие
общение
обучающихся в процессе
внеурочной
деятельности,
использовать вербальные и
невербальные
средства
педагогической
поддержки
детей,
испытывающих
затруднения в общении;
- мотивировать обучающихся,
родителей
(лиц,
их
заменяющих) к участию во
внеурочной
деятельности,
сохранять
состав
обучающихся в течение срока
обучения;
- использовать различные
методы и приемы обучения;
- применять разнообразные
формы работы с семьей
(собрания,
беседы,
совместные
культурные
мероприятия);
- вести диалог
с
администрацией
образовательной организации
по вопросам организации
организации
общения
обучающихся;
- методические основы и
особенности
работы
формы
и
методы
взаимодействия с родителями
обучающихся или лицами, их
заменяющими, как субъектами
образовательного процесса.
14
собучаю
ПК 2.3.
Осуществлять
педагогический
контроль, оценивать
процесс и результаты
деятельности
обучающихся
ПК 2.4.
Анализировать
процесс и
результаты
внеурочной
деятельности и
отдельных занятий
ПК 2.5.
Вести
документацию,
обеспечивающую
- наблюдения за детьми и
педагогической
диагностики
познавательных интересов,
интеллектуальных
способностей
обучающихся.
- наблюдения, анализа и
самоанализа внеурочных
мероприятий
и/или
занятий кружков(клубов),
обсужденияотдельных
мероприятийили занятий в
диалоге ссокурсниками,
руководителем
педагогической практики,
учителями,разработки
предложений по их
совершенствованию
коррекции анализапланов и
организации внеурочной
работы (с указанием
области деятельности или
учебного(ых)предмета(ов).
- ведения документации,
обеспечивающей
организацию внеурочной
работы в избранной
внеурочной работы в
избранной области
деятельности.
- выявлять, развивать и
поддерживать
творческие
способности обучающихся;
- осуществлять самоанализ и
самоконтроль при проведении
внеурочных занятий.
- способы выявления
педагогом интересов
и
способностей обучающихся.
- анализировать организацию - логику
анализа
внеурочной
работы
в внеурочных мероприятий
избранной
области занятий
деятельности
- составлять индивидуальную
программу
работы
с
одаренными детьми
и
- виды документации,
требования к ее оформлению
15
ВПД 3
Классное
руководство
организацию
внеурочной
деятельности и
общения
обучающихся
ПК 3.1.
Проводить
педагогическое
наблюдение
и
диагностику,
интерпретировать
полученные
результаты
области деятельности
- педагогического
наблюдения, диагностики и
интерпретации полученных
результатов
выбирать
методы - теоретические и
педагогической диагностики методические основы
личности (индивидуальности) деятельности классного
обучающихся,
развития руководителя;
- методику педагогического
группы, составлять программу
наблюдения,
основы
педагогического наблюдения,
интерпретации полученных
проводить его и анализировать
результатов и формы их
результаты
представления;
особенности
адаптации
обучающихся
к
условиям
начального
общего
образования;
- возрастные ииндивидуальные
особенности обучающихся;
- основные документы о
правах ребенка и обязанности
взрослых по отношению к
детям;
особенности
процесса
социализации обучающихся;
- условия развития
ученического самоуправления
вобщеобразовательной
организации, формирования
благоприятного
психологического
16
ПК 3.2.
Определять цели и
задачи, планировать
внеклассную работу
- определения цели и задач, - совместно с обучающимися
планирования деятельности планировать внеурочные
мероприятия, организовывать
классногоруководителя.
их подготовку и проведение;
формулировать цели и задачи
воспитания
и
обучения
класса
и
отдельных
обучающихся
с
учетом
возрастных
и
индивидуальных
особенностей;
- планировать деятельность
классного руководителя;
- оказывать педагогическую
поддержку
в
процессе
адаптации детей к условиям
образовательной организации;
создавать
условия
для
развития
ученического
самоуправления,
формирования благоприятного
психологического
микроклимата
и
сотрудничества обучающихся
в классе.
микроклимата и
сотрудничества обучающихся
в классе;
- особенности работы
классного
руководителя
социально неадаптированными
(дезадаптированными) детьми
- теоретические основы и
методику
планирования
внеурочной
деятельности,
формы
проведения
внеурочных мероприятий;
- содержание, формы методы и
средства
организации
различных видов
внеурочной деятельности
и общения; условия развития
ученического
самоуправления
в
общеобразовательной
организации, формирования
благоприятного
психологического
микроклимата и сотрудничества
обучающихся в классе.
17
с
ПК 3.3.
Проводить
внеклассные
мероприятия
ПК 3.4.
Анализировать
процесс и
результаты
проведения
внеклассных
мероприятий
ПК 3.5.
Определять цели и
задачи, планировать
работус родителями
- планирования, организации - организовывать детский
и проведения внеурочных досуг, вовлекать детей в
различные виды общественномероприятий
полезной деятельности и
детские
творческие
объединения;
- использовать разнообразные
методы, формы, средства
обучения и воспитания при
проведении внеурочных
мероприятий.
- анализа планов и
- анализировать процесс и
организации деятельности
результаты
классного
классногоруководителя,
руководства,
внеклассные
разработки предложений по мероприятия (классные часы,
их коррекции;
организованные
досуги,
с
творческим
наблюдения,
анализа
и занятия
коллективом);
самоанализа внеурочных
- осуществлять самоанализ,
мероприятий, обсуждения
самоконтроль при проведении
отдельныхмероприятий в
диалоге ссокурсниками,
внеурочных мероприятий.
руководителем
педагогической практики,
мастерами,разработки
предложений по их
совершенствованию
и
коррекции.
- определения целей и задач - изучать особенности
работы сотдельной семьей
семейного
воспитания
по результатам наблюдений обучающихся;
за
ребенком,
изучения - формулировать цели
и
особенностей
семейного задачи работы с семьей с
- педагогические
и
гигиенические требования к
организации и проведению
различных видов внеурочной
работы.
- логику анализа
деятельности классного
руководителя.
- особенности планирования,
задачи и содержание
семейного воспитания;
- особенности современной
семьи;
18
с
воспитания
ПК 3.6.
Обеспечивать
взаимодействие с
родителями
учащихся при
решении задач
обучения и
воспитания
- определения целей и
задач работы с
отдельной
семьей по
результатам наблюдений за
ребенком,
изучения
особенностей семейного
воспитания
ПК 3.7.
Анализировать
результаты работыс
родителями
- определения целей и
задач работы с отдельной
семьей по результатам
наблюдений заребенком,
изученияособенностей
семейного воспитания.
- определения цели и задач,
ПК 3.8.
учетом специфики семейного
воспитания, возрастных и
индивидуальных особенностей
детей;
- составлять план работы с
родителями
(с лицами,
их заменяющими)
- использовать разнообразные
методы, формы и приемы
взаимодействия с членами
педагогического коллектива,
представителями
администрации по вопросам
обучения
и
воспитания
обучающихся класса;
- организовывать и проводить
разнообразные формы работы
с
семьей
(родительские
встречи,
консультации,
беседы),
привлекать
родителей к проведению
совместных
мероприятий;
вести
диалог с родителями (лицами,
их заменяющими)
- анализировать
процесс и
результаты
работы
с
родителями.
- содержание
и
формы работы с семьей;
способы
диагностики
результатов воспитания.
- основы делового общения;
- методы, формы и приемы
взаимодействия с членами
педагогического коллектива,
представителями
администрации.
19
Координировать
деятельность
работников
образовательной
организации,
работающих с
классом
ПК 4.1.
ВПД 4
Выбирать учебноМетодическое
методический
обеспечение
комплект,
образовательного
разрабатывать
процесса
учебнометодические
материалы (рабочие
программы, учебнотематические планы)
на основе
федерального
государственного
образовательного
стандарта и
примерных
основных
образовательных
программ с учетом
вида
образовательного
учреждения,
особенностей
класса/группы и
отдельных
планирования деятельности
классного руководителя.
анализа
учебнометодических комплектов,
разработки
учебнометодических материалов
(рабочих программ, учебнотематических планов) на
основе
образовательных
стандартов
начального
общего образования,
примерных
программ
начального
общего
образования
с учетом
вида
образовательного
учреждения, особенностей
класса
и
отдельных
обучающихся
- анализировать федеральные
государственные
образовательные стандарты,
примерные
основные
образовательные программы
начального
общего
образования,
вариативные
(авторские) программы
и
учебники
по
предметам
общеобразовательной
программы;
- определять цели и задачи,
планировать
обучение
теоретические
основы
методической
деятельности
учителя начальных классов;
теоретические
основы,
методику планирования
в
начальном
образовании,
требования к оформлению
соответствующей
документации;
- особенности современных
подходов и педагогических
технологий
в
области
начального
общего
и
образования;
- концептуальные основы и
содержание
примерных
программ начального общего
образования;
- концептуальные основы и
содержание вариативных
программ начального общего
образования.
20
обучающихся
ПК 4.2.
Создавать в кабинете
предметноразвивающую среду
ПК 4.3.
Систематизироватьи
оценивать
педагогический опыт
и образовательные
технологии
в
области начального
общего образования
на основе изучения
профессиональной
литературы,
самоанализа
и
анализа
деятельности других
педагогов
ПК 4.4.
Оформлять
педагогические
разработки в виде
отчетов, рефератов,
выступлений
в
- участия
в
создании - создавать
предметноразвивающей кабинете предметноразвивающую среду;
среды в кабинете
- готовить
и
оформлять
отчеты, рефераты, конспекты
- изучения и
анализа - с помощью руководителя
педагогической
и определять цели, задачи,
методической литературы планировать
и
по проблемам начального исследовательскую
проектную деятельность в
общего
образования,
подготовки и презентации области начального общего
отчетов,
рефератов, образования;
- использовать методы и
докладов
методики
педагогического
исследования
и
проектирования, подобранные
совместно с руководителем;
оформлять
результаты
исследовательской
и
проектной работы;
- определять пути
самосовершенствования
педагогического мастерства.
- оформления
- с помощью руководителя
портфолио
определять цели, задачи,
педагогических
планировать
достижений;
исследовательскую
и
проектную деятельность в
-презентации
педагогических разработок в области начального общего
образования;
виде отчетов, рефератов,
- использовать методы и
-педагогические,
гигиенические,
специальные
требования к
созданию
предметно-развивающей среды
источники,
способы
обобщения, представления и
распространения
педагогическогоопыта;
логику
подготовки
и
требования к
устному
выступлению,
отчету,
реферированию,
конспектированию.
источники,
способы
обобщения, представления и
распространения
педагогического опыта;
- логику
подготовки и
требования
к устному
выступлению,
отчету,
21
методики
педагогического
исследования
и
проектирования, подобранные
совместно с руководителем;
оформлять
результаты
исследовательской
и
проектной работы;
- определять пути
самосовершенствования
педагогического мастерства.
выступлений
ПК 4.5.
Участвовать
в
исследовательской и
проектной
деятельности
в
области начального
образования
- участия
в
исследовательской
проектной деятельности
и
реферированию,
конспектированию.
- основы
организации
опытно-экспериментальной
работы в сфере образования
22
4.3. Личностные результаты
Личностные результаты
реализации программы воспитания
(дескрипторы)
Код личностных
результатов
реализации
программы
воспитания
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий
приверженность принципам честности, порядочности, открытости,
экономически активный и участвующий в студенческом и
территориальном самоуправлении, в том числе на условиях
добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в
деятельности общественных организаций
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского
общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России.
Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур,
отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением.
Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное
поведение окружающих
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда,
осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию
в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного
«цифрового следа»
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической
памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине,
принятию традиционных ценностей многонационального народа России
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к
участию в социальной поддержке и волонтерских движениях
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий
собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех
формах и видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям
различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных
групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции
культурных традиций и ценностей многонационального российского
государства
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного
образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий
зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и
т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных
или стремительно меняющихся ситуациях
ЛР 1
ЛР 2
ЛР 3
ЛР 4
ЛР 5
ЛР 6
ЛР 7
ЛР 8
ЛР 9
23
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
ЛР 10
безопасности, в том числе цифровой
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий
ЛР 11
основами эстетической культуры
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и
воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода
ЛР 12
от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми
и их финансового содержания
Личностные результаты
реализации программы воспитания,
определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности
Принимающий и транслирующий ценность детства как особого периода
жизни человека, проявляющий уважение к детям, защищающий
достоинство и интересы обучающихся, демонстрирующий готовность к
ЛР 13
проектированию
безопасной
и
психологически
комфортной
образовательной среды, в том числе цифровой.
Стремящийся находить и демонстрировать ценностный аспект учебного
знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание
обучающимися
ЛР 14
Признающий ценности непрерывного образования, необходимость
постоянного совершенствования и саморазвития; управляющий
собственным профессиональным развитием, рефлексивно оценивающий
собственный жизненный и профессиональный опыт
ЛР 15
Демонстрирующий готовность к профессиональной коммуникации,
ЛР 16
толерантному общению; способность вести диалог с обучающимися,
родителями (законными представителями) обучающихся, другими
педагогическими работниками и специалистами, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения.
Проявляющий ценностное отношение к культуре и искусству, к культуре
ЛР 17
речи и культуре поведения, к красоте и гармонии, готовность
транслировать эстетические ценности своим воспитанникам
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектом
Российской Федерации
Сопричастный в развитии толерантности человеческого потенциала в
Республике Бурятия: участвующий в сохранении и приумножении
ЛР 18
духовного и культурного потенциала народов, населяющих республику
Сопричастный в развитии культуры человеческого потенциала в
Республике Бурятия: участвующий в создании условий для граждан
республики Бурятия вести здоровый образ жизни, систематически
ЛР 19
заниматься физической культурой и спортом, повышать уровень
двигательной активности и физической подготовленности.
Сопричастный в развитии социальной защиты человеческого потенциала в
ЛР 20
Республике Бурятия: участвующий в формировании комфортной
24
безбарьерной образовательной среды, направленной на выявление,
поддержку и опережающее развитие личности с ОВЗ
Сопричастный в развитии культуры человеческого потенциала в
Республике Бурятия: участвующий в сохранении полиэтнической
ЛР 21
культуры, сохранении и развитии национальных языков.
Сопричастный в развитии молодежной политики человеческого
потенциала в Республике Бурятия: участвующий в создании условий для
успешной социализации и развития молодого человека и использования
ЛР 22
его потенциала в интересах развития республики, развитии системы
профессионального самоопределения молодежи.
Сопричастный в развитии толерантности человеческого потенциала в
Республике Бурятия: участвующий в сохранении и приумножении
ЛР 18
духовного и культурного потенциала народов, населяющих республику
Сопричастный в развитии культуры человеческого потенциала в
Республике Бурятия: участвующий в создании условий для граждан
республики Бурятия вести здоровый образ жизни, систематически
ЛР 19
заниматься физической культурой и спортом, повышать уровень
двигательной активности и физической подготовленности.
Сопричастный в развитии социальной защиты человеческого потенциала в
Республике Бурятия: участвующий в формировании комфортной
ЛР 20
безбарьерной образовательной среды, направленной на выявление,
поддержку и опережающее развитие личности с ОВЗ
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектами
образовательного процесса
Доброжелательный,
эффективно взаимодействующий с другими
участниками образовательного процесса в колледже,
людьми,
ЛР 23
представителями различных культур, возрастов, лиц с ОВЗ, проявляющий
эмпатию и умеющий конструктивно реагировать на критику
Развивающий творческие способности, способный генерировать новые
идеи для решения профессиональных задач, системно, креативно и
критически мыслящий, активно познающий мир, самореализующийся в
ЛР 24
профессиональной и личностной сферах на основе этических и
эстетических идеалов.
Демонстрирующий развитые навыки устной, письменной и цифровой
ЛР 25
деловой коммуникации, публичного выступления, соблюдения речевого и
сетевого этикета, умеющий выражать свои мысли различными способами
на русском и родном языках.
Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах
ЛР 26
своей деятельности, готовый к исполнению разнообразных социальных
ролей, востребованных обществом и государством.
Доброжелательный,
эффективно взаимодействующий с другими
участниками образовательного процесса в колледже,
людьми,
ЛР 23
представителями различных культур, возрастов, лиц с ОВЗ, проявляющий
эмпатию и умеющий конструктивно реагировать на критику
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями
Проявляющий интерес, уважение к учительскому труду и осознающий его
ценности для жизни и самореализации, демонстрирующий трудолюбие,
ЛР 27
ответственность, пунктуальность, дисциплинированность, упорство
и
настойчивость в достижении поставленной цели
25
Умеющий самостоятельно планировать и осуществлять учебный процесс с
младшими школьниками, выбирая эффективные формы, методы, средства
обучения и воспитания для достижения требований ФГОС НОО
Умеющий организовать педагогически целесообразные отношения с
детьми младшего школьного возраста, деловые отношения с родителями и
коллегами.
Анализирующий процесс и результаты педагогической деятельности и
обучения по всем учебным предметам начальной школы,
корректирующий и совершенствующий их.
ЛР 28
ЛР 29
ЛР 30
5. Контроль и оценка результатов освоения программы подготовки
специалистов среднего звена
Оценка качества освоения программы подготовки специалистов среднего звена
включает текущий контроль, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию
обучающихся.
5.1. Текущий контроль результатов подготовки студентов
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью обеспечения
оперативного управления учебной деятельностью, активизации самостоятельной работы
студентов. Формы и методы текущего контроля успеваемости определяются рабочими
программами учебных дисциплин, ПМ, контрольно-измерительными материалами по
учебным дисциплинам, комплектом контрольно-оценочных средств по ПМ, МДК в
составе профессионального модуля. Одним из элементов текущего контроля успеваемости
студентов очной формы обучения является межсессионный контроль, который
проводится один раз в семестр не позднее, чем за полтора месяца до конца семестра по
всем учебным дисциплинам, МДК в составе профессионального модуля учебного плана в
целях подведения итогов текущей успеваемости.
5.2. Промежуточная аттестация обучающихся
Промежуточная аттестация проводится с целью определения:
•
соответствия уровня и качества подготовки студентов требованиям ФГОС СПО;
•
полноты и прочности теоретических знаний по учебной дисциплине, МДК;
•
готовности студентов применять полученные теоретические знания при решении
практических задач;
•
готовности студента к выполнению видов профессиональной деятельности;
•
сформированности у студентов общих и профессиональных компетенций.
Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности студента за
семестр. Основными формами промежуточной аттестации в колледже являются:
•
экзамен по учебной дисциплине, МДК в составе ПМ;
•
экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю;
•
зачет по учебной дисциплине;
•
дифференцированный зачет по учебной дисциплине, МДК в составе ПМ;
•
курсовая работа.
Формы и порядок проведения промежуточной аттестации, периодичность
промежуточной аттестации определяется учебными планами, локальными-нормативными
26
актами колледжа.
В процессе промежуточной аттестации в каждом учебном году количество
экзаменов не превышает 8, количество зачетов, дифференцированных зачетов - 10. Зачеты
и дифференцированные зачеты проводятся за счет времени, отведенного на теоретическое
обучение.
Экзамены проводятся в дни, освобожденные от других форм учебной
нагрузки. При проведении 3-х экзаменов в период зимней сессии, 5-ти - в период летней
сессий, первый экзамен проводится в первый день сессии. Интервал между экзаменами
должен быть не менее 2-х дней.
Условием допуска к промежуточной аттестации по профессиональному модулю
является успешное освоение всех его элементов, включая МДК, учебную и
производственную практику.
В колледже создается, обновляется и дополняется фонд оценочных средств с
максимально приближенными программами текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной
деятельности.
5.3. Государственная итоговая аттестация выпускников
Государственная итоговая аттестация (далее - ГИА) включает подготовку и защиту
выпускной квалификационной работы (далее - ВКР), соответствующей по тематике
содержанию одного или нескольких профессиональных модулей. На подготовку ВКР
отводится 4 недели, на защиту - 2 недели.
Требования к содержанию, объему и структуре ВКР определены локальными нормативными актами колледжа: Положением о государственной итоговой аттестации,
Положением о ВКР, Программой государственной итоговой аттестации по специальности
44.02.02 «Преподавание в начальных классах». Государственный экзамен не
предусмотрен.
6. Условия реализации программы подготовки специалистов среднего
звена
Колледжем разрабатывается и утверждается решением педагогического совета
ППССЗ, включающая в себя учебный план и примерные программы учебных дисциплин,
профессиональных модулей, с учетом потребностей регионального рынка труда.
Программа разрабатывается с учетом направленности на удовлетворение
потребностей рынка труда и работодателей, в программе конкретизированы конечные
результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого
практического опыта.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном
готовится выпускник, определяют
содержание образовательной
программы,
разработанной колледжем совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании программы ГБПОУ БРПК:
использует объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ППССЗ,
частично увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули
обязательной части, частично вводя новые дисциплины и модули в соответствии с
потребностями работодателей и спецификой деятельности;
ежегодно обновляет программу подготовки специалистов среднего звена (в части
27
состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных учебным заведением в
учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин и
профессиональных модулей, программ учебной и производственной практик,
методических
материалов,
обеспечивающих
реализацию
соответствующей
образовательной технологии) с учетом запросов работодателей, особенностей развития
региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках,
установленных федеральным государственным образовательным стандартом;
в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко
формулирует требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому
практическому опыту, знаниям и умениям;
обеспечивает эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с
совершенствованием управления ею со стороны преподавателей;
обеспечивает обучающимся возможность участвовать в формировании
индивидуальной образовательной программы;
формирует социокультурную среду, создавать условия, необходимые для
всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся,
способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса,
включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе
общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
предусматривает в целях реализации компетентностного подхода использование в
образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий
(компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций,
психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной
работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций
обучающихся.
При реализации программы, обучающиеся имеют академические права и
обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации». Максимальный объем учебной нагрузки
обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной
и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППССЗ. Максимальный
объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет
36 академических часов в неделю. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в
год при заочной форме получения образования составляет 160 академических часов.
Общий объем каникулярного времени в учебном году составляет 8-11 недель, в том числе
не менее двух недель в зимний период.
Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной работы
по дисциплине (дисциплинам) профессионального цикла и (или) профессиональному
модулю (модулям) профессионального цикла и реализуется в пределах времени,
отведенного на ее (их) изучение.
При реализации программы в соответствии с п. 29 приказа Минобрнауки России от
14.06.2013 № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
образовательным
программам
среднего
профессионального образования», исходя из специфики реализации специальности
49.02.01 «Физическая культура», ГБПОУ БРПК планирует к проведению учебных занятий с
обучающимися с разделением группы на подгруппы по отдельным дисциплинам и МДК
профессионального цикла согласно таблице 3.
28
Таблица 3
Наименование дисциплин, МДК
Объем
Сроки
нагрузки обучения
(час. в нед.) (семестр)
БД.01 Иностранный язык
3
1,2
ПОО.01 Информатика
2
1,2
в соотв. с
учебным
планом
3,4,5,6,
7,8
ЕН.02 Информатика и информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности
2
3,4
ОП.09 Основы образовательной
робототехники в школе
2
4
МДК.05.02 Практический курс
английского языка
в соотв. с
учебным
планом
3,4,5,6,
7,8
ОГСЭ.04 Иностранный язык
Примечание
из расчета разделения
учебной группы на 2
подгруппы (в случае
если в учебной группе
количество
обучающихся
составляет не более 15
чел., то группа не
разделяется на
подгруппы)
В период обучения с юношами проводятся учебные сборы.
В соответствии с ФГОС СПО практика является обязательным разделом ППССЗ.
При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практики: учебная и
производственная.
Учебная и производственная практики (по профилю специальности) проводятся
образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций
в рамках профессиональных модулей и реализуются как концентрированно в несколько
периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках
профессиональных модулей. Производственная практика состоит из двух этапов:
практика по профилю специальности и преддипломная.
Преддипломная практика направлена на углубление студентом первоначального
профессионального опыта, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку
готовности к самостоятельной трудовой деятельности и подготовку к выполнению
выпускной квалификационной работы. Продолжительность преддипломной практики
составляет 4 недели, практика проводится концентрированно по окончании
теоретического обучения и промежуточной аттестации 7 семестра. Практика завершается
дифференцированным зачетом.
С базами практики у колледжа заключены договоры о сотрудничестве. Имеющиеся
базы практики обеспечивают возможность прохождения практики всеми студентами в
соответствии с учебным планом.
Реализация программы подготовки специалистов среднего звена обеспечивается
педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях
соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей,
отвечающих за освоение обучающимися дисциплин и модулей профессионального цикла.
29
Программа подготовки специалистов среднего звена обеспечивается учебнометодической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и
профессиональным модулям.
Внеаудиторная работа сопровождается методическим обеспечением и
обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППССЗ обеспечивается доступом каждого обучающегося к базам
данных
и
библиотечным
фондам,
формируемым
по
полному
перечню
дисциплин(модулей) в соответствии с ФГОС.
Во время самостоятельной подготовки обучающиеся обеспечены доступом к сети
Интернет. Каждый обучающийся обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или
электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла и одним учебнометодическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному
курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями
основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной
за последние 5 лет. Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, включает
официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2
экземпляра на каждые 100 обучающихся. Каждому обучающемуся обеспечен доступ к
комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 5 наименований
отечественных журналов.
Колледж располагает материально-технической базой, обеспечивающей
проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной,
междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных
учебным планом данной специальности.
Материально-техническая база соответствует действующим санитарным и
противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений для
подготовки по специальности СПО 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»:
Кабинеты:
гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
педагогики и психологии;
физиологии, анатомии и гигиены;
иностранного языка;
русского языка с методикой преподавания;
математики с методикой преподавания;
естествознания с методикой преподавания;
музыки и методики музыкального воспитания;
методики обучения продуктивным видам деятельности;
детской литературы;
теории и методики физического воспитания;
безопасности жизнедеятельности.
Лаборатории:
информатики и информационно-коммуникационных технологий.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
30
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
7. Содержание и организация учебного процесса при реализации
образовательной программы по специальности 44.02.02 преподавание в начальных
классах
7.1. План учебного процесса
Учебный план ГБПОУ БРПК разработан на основе Федерального государственного
образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
27.10.2014 № 1353, приказа Министерства образования и науки РФ от 29.10.2013 № 1199
«Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального
образования.
Учебный план определяет объемные параметры учебной нагрузки в целом, по
годам обучения и по семестрам. Перечень учебных дисциплин, профессиональных
модулей и их составных элементов (междисциплинарных курсов, учебной и
производственной практик). Последовательность изучения учебных дисциплин и
профессиональных модулей. Виды учебных занятий, распределение различных форм
промежуточной аттестации по годам обучения и семестрам. Распределение по семестрам
и объемные показатели подготовки и проведения государственной (итоговой аттестации).
Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности
предусматривает изучение следующих учебных циклов: общеобразовательная подготовка,
общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл, математический и
общий естественнонаучный учебный цикл, профессиональный учебный цикл,
профессиональные модули.
Обязательная часть программы подготовки специалистов среднего звена составляет
70,06% от общего объема времени, отведенного на освоение, что и предусмотрено
базовым учебным планом.
Максимальный объем учебной нагрузки составляет 6732 часа, в т.ч. 2106 ч. общеобразовательная подготовка, что не превышает установленный ФГОС объем
недельной максимальной нагрузки - 54 ч., аудиторная нагрузка не превышает 36 часов в
неделю.
Дисциплина «Физическая культура» предусматривает еженедельно 2 часа
обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной учебной нагрузки (за счет
различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
Консультации для студентов предусматриваются образовательным учреждением в
объеме 4 часа на каждого обучающегося на учебный год, в том числе, в период
реализации среднего общего образования. Форма проведения консультаций,
предусмотренных учебным планом - групповые и индивидуальные.
При составлении графика учебного процесса учебное заведение руководствуется
тем, что начало учебных занятий устанавливается с 1 сентября, окончание обучения - 30
июня. Продолжительность каникул составляет 2 недели в зимний период.
Продолжительность и виды практик планируется в соответствии с ФГОС СПО.
31
Общеобразовательный учебный цикл программы
подготовки специалистов
среднего звена формируется в соответствии с Рекомендациями по организации получения
среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом
требования ФГОС и получаемой профессии или специальности СПО, направленные
Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
от 17 марта 2015 г за № 06-259, Уточнениями к вышеуказанным рекомендациям ФИРО
от 25 мая 2017 г., Приложением 4 к Информационно-методическому письму об
актуальных вопросах модернизации среднего профессионального образования ФГАУ
«ФИРО» от 11 октября 2017 г. за № 01-00-05/925. Реализация среднего общего
образования соответствует гуманитарному профилю общеобразовательной подготовки.
Срок реализации ФГОС среднего общего образования в пределах программы
подготовки специалистов среднего звена составляет 39 недель. С учетом этого срок
обучения по основной профессиональной образовательной программе СПО увеличивается
на 52 недели, в том числе: 39 недель - теоретическое обучение, 2 недели - промежуточная
аттестация, 11 недель - каникулы.
Учебное время, отведенное на теоретическое обучения – 1404 часа распределено на
учебные дисциплины общеобразовательного цикла – общие, по выбору образовательной
организации из обязательных предметных областей и дополнительные по выбору
обучающегося.
По выбору образовательной организации в учебный план включены следующие
дисциплины:
Обществознание,
Информатика,
Естествознание.
В
качестве
дополнительных дисциплин по выбору обучающегося включены дисциплины: Родной
язык, Бурятский язык как государственный, Музыка Бурятии.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение первого курса в
рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом на дисциплину
«Индивидуальный проект», и должен быть представлен в виде завершённого учебного
исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального,
прикладного,
инновационного,
конструкторского,
инженерного.
Выполняется
индивидуальный проект обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя
по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов,
курсов в любой избранной области деятельности. На самостоятельную внеаудиторную
работу отведено 50% учебного времени от обязательной аудиторной нагрузки.
Учебные дисциплины общеобразовательного цикла реализуются на 1 курсе.
Промежуточная аттестация по общеобразовательному циклу проводится в форме
дифференцированных зачетов и экзаменов: дифференцированные зачеты – за счет
времени, отведенного на соответствующую общеобразовательную дисциплину, экзамены
– за счет времени, выделенного ФГОС СПО по специальности. Экзамены проводятся по
учебным дисциплинам «Математика», «Русский язык», «Литература», «История», по
другим – дифференцированный зачет.
Общеобразовательная подготовка в рамках реализации ППССЗ специальности
44.02.02 «Преподавание в начальных классах» осуществляется в соответствии с
«Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
32
профессионального образования» (письмо Минобрнауки России от 17.03.2015 г. № 06259), определяющих профили получаемого профессионального образования, базовые и
профильные общеобразовательные дисциплины и их объемные параметры, а также
рекомендуемое распределение специальностей среднего профессионального образования
по профилям получаемого профессионального образования.
По учебному циклу общегуманитарных и социально-экономических дисциплин
введена дисциплина «Русский язык и культура речи» на которую выделено макс. - 41 ч., а
обяз. - 26 ч., содержание которой направлено на освоение такой компетенции как ОК 6.
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и
социальными партнерами, ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся,
организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за
качество образовательного процесса.
Практика как вид учебных занятий проводится концентрированно в соответствии с
«Положением о практической подготовке обучающихся ГБПОУ «Бурятский
республиканский педагогический колледж» и графику учебного процесса в общем объеме
24 недели. Преддипломная практика проводится концентрированно в течение 4 недель в
начале 8-го семестра.
7.1.1. Формирование вариативной части программы
Время, отведенное на вариативную часть ФГОС, в объеме 927 часов. Вариативная
часть составляет 29,94% и распределена по каждому учебному циклу плана (за
исключением общеобразовательной подготовки) путем увеличения объема времени,
отведенного на дисциплины и модули максимальной и обязательной части, на практики,
либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и
спецификой деятельности образовательной организации.
1. По учебному циклу общегуманитарных и социально-экономических дисциплин
введены дисциплины "Русский язык и культура
речи",
на которую выделено
максимальной нагрузки - 41 ч, а обязательной - 26 ч. и "Практикум по каллиграфии
русского языка", на которую выделено максимальной - 73 ч, а обязательной - 49 ч.,
содержание которых направлено на освоение таких компетенций как ОК 6. Работать в
коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными
партнерами, ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся,
организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за
качество образовательного процесса.
На увеличение количества часов обязательных дисциплин общегуманитарного и
социально-экономического цикла выделено максимальной нагрузки - 127 ч., обязательной
- 32 ч.
2. На увеличение количества часов обязательных дисциплин математического и
общего естественнонаучного цикла выделено максимальной нагрузки – 22 ч.,
обязательной – 20 ч.
3. На профессиональный учебный цикл - 800 ч., в том числе:
3.1. На введение общепрофессиональных дисциплин (всего 203 ч.):
- ОП.06 Основы учебно-исследовательской деятельности (всего 53 ч.);
- ОП.07 Основы предпринимательства и управления в образовании (всего 39 ч.);
- ОП.08 Цифровые инструменты учителя начальных классов (всего 30 ч.);
- ОП.09 Основы образовательной робототехники в школе (всего 38 ч.);
33
- ОП.10 Основы педагогического мастерства (всего 38 ч.).
На увеличение количества часов обязательных общепрофессиональных дисциплин
профессионального цикла выделено максимальной нагрузки – 2 ч., обязательной – 5 ч.
3.2. На введение междисциплинарных курсов и практик в профессиональных
модулях (всего 597 ч.):
- МДК.01.09 Теоретические основы организации обучения в начальных классах в
условиях инклюзивной образовательной среды (всего 30 ч.);
- МДК.01.10 Теория и методика преподавания основ религиозных культур и светской
этики (всего 30 ч.);
- МДК.02.02 Нормативно-правовые и методические основы организации летнего отдыха
детей (всего 22 ч.);
- МДК.05.01 Теория и методика обучения английскому языку / Деятельность психолога в
сфере образования и социальная психология / Теория и методика обучения информатике в
основной школе/ Бурятский язык с методикой преподавания / Русский язык с методикой
преподавания в основной школе / (всего 196 ч.);
- МДК.05.02 Практический курс английского языка / Основы психодиагностической и
коррекционно-развивающей работы школьного психолога с практикумом / Литература с
методикой преподавания в основной школе/ Практический курс информатики с основами
педагогического дизайна / Бурятская литература с методикой преподавания и основами
журналистики (всего 258 ч.);
- УП.05.01 Показательные занятия ПМ.05 (всего 6 ч.);
- ПП.05.01 Пробные занятия ПМ.05 (всего 30 ч.).
На увеличение количества часов обязательных общепрофессиональных дисциплин
профессионального цикла выделено максимальной нагрузки – 26 ч., обязательной – 25 ч.
34
35
8 - 14
2
1-7
1
3
15 - 21
22 - 28
8
4
29 сен - 5 окт
5
6 - 12
13 - 19
8
20 - 26
I
II
III
IV
Всего
Курс
22 - 28
15 - 21
8 - 14
1-7
17 - 23
10 - 16
27 окт - 2 ноя
3-9
2-8
19 - 25
12 - 18
29 дек - 4 янв
5 - 11
8
8
8
8
8
:: = =
= =
1404
1296
936
828
4464
17
17
15
10
59
23 - 29
16 - 22
9 - 15
23 фев - 1 мар
2-8
16 - 22
612
612
540
360
2124
час. обяз.
у ч. занят ий
1 сем
22
19
11
13
65
нед.
792
684
396
468
2340
час. обяз.
у ч. занят ий
2 сем
1-7
27 апр - 3 май
4 - 10
30 мар - 5 апр
Август
X
2
2
1
2
7
нед.
1
1
нед.
1 сем
8 8 8 :: = = = = = = = = =
2
2
1
1
6
нед.
2 сем
1
4
1 1/6
6 1/6
нед.
Всего
1
1 1/6
2 1/6
нед.
1 сем
4
1
3
нед.
2 сем
Учебная практика
3
10
4 5/6
17 5/6
нед.
1
4 5/6
5 5/6
нед.
12
3
9
нед.
Практики
Производственная
практика (по профилю
специальности)
Всего
1 сем 2 сем
Производственная практика (преддипломная)
4
4
нед.
нед.
4
4
нед.
4
4
нед.
Подготовка
Неделя отсутствует
ГИА
2
2
нед.
Проведение
Государственная итоговая аттестация
11
10
11
2
34
нед.
Каникулы
Подготовка к государственной итоговой аттестации
Производственная
практика
(преддипломная)
Всего
1 сем 2 сем
*
III
D
:: X X X X D D D D III III * * * * * * * * *
0
Производственная практика (по профилю специальности)
Учебная практика
Промежуточная аттестация
Всего
0 8 8
0 0 8 8 8 8 8 8
Каникулы
39
36
26
23
124
25 - 31
:: :: = = = = = = = =
8
=
нед.
22 - 28
= =
8
час. обяз.
у ч. занят ий
29 июн - 5 июл
:: :: = = = = = = = = =
0
нед.
6 - 12
Июль
3-9
= =
Промежуточная аттестация
0 8
0
0 8
Обучение по дисциплинам и междисциплинарным курсам
Всего
13 - 19
Июнь
27 июл -2 авг
9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
26 янв - 1 фев
Обучение по дисциплинам и междисциплинарным курсам
8 8
7
9 - 15
::
6
24 - 30
7.3 Сводные данные по бюджету времени
Обозначения:
IV
III
II
I
Курс
20 - 26
Май
11 - 17
Апрель
18 - 24
Март
8 - 14
Февраль
15 - 21
Январь
6 - 12
Декабрь
13 - 19
Ноябрь
20 - 26
Октябрь
10 - 16
Сентябрь
17 - 23
7. 2 Календарный учебный график
24 - 31
52
52
52
43
199
нед.
Всего
Студентов
Групп
7.4. Рабочая программа воспитания
7. 4.1. Цели и задачи воспитания обучающихся при освоении ими образовательной
программы:
Цель рабочей программы воспитания – личностное развитие обучающихся и их
социализация, проявляющиеся в развитии их позитивных отношений к общественным
ценностям, приобретении опыта поведения и применения сформированных общих
компетенций специалистов среднего звена на практике.
Задачи:
– формирование единого воспитательного пространства, создающего равные
условия для развития обучающихся профессиональной образовательной организации;
– организация всех видов деятельности, вовлекающей обучающихся в
общественно-ценностные социализирующие отношения;
– формирование у обучающиеся профессиональной образовательной организации
общих ценностей, моральных и нравственных ориентиров, необходимых для устойчивого
развития государства;
– усиление воспитательного воздействия благодаря непрерывности процесса
воспитания.
7.4.2. Рабочая программа воспитания представлена в приложении 6.
7.5. Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы представлен в приложении 7.
36