СОДЕРЖАНИЕ
1
2
3
4
4.1
4.2
4.3
5
5.1
5.2
5.3
Общие положения
Общая характеристика программы
Характеристика профессиональной деятельности выпускника
Планируемые результаты освоения программы подготовки
специалистов среднего звена
Общие компетенции
Профессиональные компетенции
Личностные результаты
7
7
8
19
Контроль и оценка результатов программы подготовки специалистов
среднего звена
Текущий контроль результатов подготовки студентов
Промежуточная аттестация обучающихся
Государственная итоговая аттестация выпускников
24
24
24
25
Условия реализации программы подготовки специалистов среднего
звена
7
Содержание и организация учебного процесса при реализации
образовательной программы по специальности
7.1 План учебного процесса
7.1.1 Формирование вариативной части программы
7.2 Календарный учебный график
7.3 Сводные данные по бюджету времени
7.4. Рабочая программа воспитания
7.5 Календарный план воспитательной работы
3
5
7
6
25
29
29
31
33
34
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Рабочие программы учебных дисциплин общеобразовательного цикла
Приложение 2. Рабочие программы
учебных дисциплин общего гуманитарного и
социально-экономического цикла
Приложение 3. Рабочие программы учебных дисциплин математического и общего
естественнонаучного цикла
Приложение 4. Рабочие программы учебных дисциплин профессионального цикла
Приложение 5. Рабочие программы профессиональных модулей
Приложение 6. Рабочая программа воспитания
Приложение 7. Календарный план воспитательной работы
2
1. Общие положения
1.1. Программа подготовки специалистов среднего звена
Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 54.02.06
«Изобразительное искусство и черчение» (далее - Программа) реализуется
Государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением
«Бурятский республиканский педагогический колледж» (далее - ГБПОУ БРПК).
Программа представляет собой комплекс нормативно-методической документации,
разработанной и утвержденной ГБПОУ БРПК, с учетом требований регионального рынка
труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 54.02.06 «Изобразительное искусство и
черчение», утвержденного приказом Минобрнауки России от 27.10.2014 № 1384.
Программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия
организации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по
данной специальности и включает в себя: учебный план, рабочие программы дисциплин,
профессиональных модулей, учебной и производственной практик и другие методические
материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся.
Программа подготовки специалистов среднего звена по данной специальности
предусматривает изучение следующих учебных циклов: общеобразовательного, общего
гуманитарного и социально-экономического; математического и общего естественнонаучного; профессионального; включает разделы: учебная практика, производственная
практика (по профилю специальности), производственная практика (преддипломная);
проведение текущего контроля, промежуточной аттестации, государственной (итоговой)
аттестации - подготовка и защита выпускной квалификационной работы.
Общеобразовательный, общий гуманитарный и социально-экономический,
математический и общий естественнонаучный циклы состоят из учебных дисциплин.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и
профессиональных модулей в соответствии с основными видами профессиональной
деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько
междисциплинарных курсов. При освоении профессиональных модулей проводятся
учебная практика и производственная практика (по профилю специальности).
Обязательная часть программы подготовки специалистов среднего звена по циклам
составляет 70% от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная
часть (30%) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой
содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и
знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в
соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения
образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули
вариативной части определены образовательным учреждением. Вариативная часть
распределена в соответствии с потребностями работодателей и направлена на введение
новых элементов программы и на дополнение обязательной части циклов ППССЗ,
предложенных ФГОС.
Программа ежегодно пересматривается и обновляется в части содержания учебных
планов, рабочих программ, методических материалов. Программа реализуется в
совместной образовательной, научной, производственной, общественной и иной
деятельности обучающихся и педагогов ГБПОУ БРПК.
3
1.2. Нормативные документы для разработки программы
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 № 1384 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 54.02.06 «Изобразительное искусство и черчение» (с
изменениями и дополнениями
- Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с
изменениями и дополнениями);
- Приказ Минобрнауки России от 29.10.2013 № 1199 «Об утверждении перечней
профессий и специальностей среднего профессионального образования» (с изменениями и
дополнениями);
- Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам среднего профессионального образования» (с изменениями и дополнениями);
- Приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594 «Об утверждении Порядка
разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и
ведения реестра примерных основных образовательных программ»;
- Приказ Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении
Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего профессионального образования»;
- Приказ Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России № 390 от 5 августа
2020 г. «О практической подготовке обучающихся» (вместе с «Положением о
практической подготовке обучающихся»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18
октября 2013 г. № 544 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
1.3. Перечень терминов, определений и сокращений, используемых в тексте
программы:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования;
ППССЗ - программа подготовки специалистов среднего звена
Компетенция – способность применять знания, умения, личностные качества и
практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
Профессиональный модуль – часть основной профессиональной образовательной
программы, имеющая определённую логическую завершённость по отношению к
планируемым
результатам
подготовки,
и
предназначенная
для
освоения
профессиональных компетенций в рамках каждого из основных видов профессиональной
деятельности.
Основные виды профессиональной деятельности – профессиональные функции,
каждая из которых обладает относительной автономностью и определена работодателем
как необходимый компонент содержания основной профессиональной образовательной
программы.
4
Результаты подготовки – освоенные компетенции и умения, усвоенные знания,
обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования.
Учебный (профессиональный) цикл – совокупность дисциплин (модулей),
обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование компетенций в
соответствующей сфере профессиональней деятельности.
ПМ – профессиональный модуль;
ОК – общая компетенция;
ПК – профессиональная компетенция;
МДК - междисциплинарный курс.
2. Общая характеристика программы
2.1. Цель программы
Программа имеет целью развитие у обучающихся личностных качеств, а также
формирование общих и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями
ФГОС СПО по данной специальности. Выпускник в результате освоения программы
будет готов ко всем видам профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС.
2.2. Нормативный срок освоения программы при очной форме подготовки
Сроки получения среднего профессионального образования по специальности
54.02.06 «Изобразительное искусство и черчение» базовой подготовки в очной форме
обучения и присваиваемые квалификации приводятся в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень образования,
необходимый для приема на
обучение по ППССЗ
Наименование
квалификации базовой
подготовки
Срок получения СПО по
ППССЗ базовой
подготовки в очной форме
обучения
среднее общее образование
Учитель изобразительного
искусства и черчения
2 года 10 месяцев
основное общее образование
3 года 10 месяцев
Сроки получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки превышают на один год
срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки. Сроки получения СПО по
специальности 54.02.06 «Изобразительное искусство и черчение» углубленной подготовки
в очной форме обучения и присваиваемые квалификации приводятся в Таблице 2.
Таблица 2
Уровень образования,
необходимый для приема на
обучение по ППССЗ
Наименование
Срок получения СПО по
квалификации углубленной
ППССЗ углубленной
подготовки
подготовки в очной форме
обучения
среднее общее образование
Учитель изобразительного
3 года 10 месяцев
5
основное общее образование
искусства и черчения
4 года 10 месяцев
Сроки получения СПО по ППССЗ базовой и углубленной подготовки независимо от
применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной и заочной формам обучения:
на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;
б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на
10 месяцев.
2.3 Трудоемкость программы
Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения
составляет 147 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам
Учебная практика
Производственная практика (по профилю специальности)
93 нед.
16 нед.
Производственная практика (преддипломная)
4 нед.
Промежуточная аттестация
5 нед.
Государственная итоговая аттестация
6 нед.
Каникулы
23 нед.
Итого
147 нед.
Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения
составляет 199 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам
Учебная практика
Производственная практика (по профилю специальности)
132 нед.
18 нед.
Производственная практика (преддипломная)
4 нед.
Промежуточная аттестация
7 нед.
Государственная итоговая аттестация
6 нед.
Каникулы
32 нед.
Итого
199 нед.
2.4. Требования к поступающим
6
Лица, поступающие на обучение, должны иметь документ государственного
образца об основном общем, о среднем общем образовании или среднем
профессиональном образовании.
3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
3.1. Область профессиональной деятельности выпускников: обучение и
воспитание детей в процессе реализации образовательных программ по изобразительному
искусству и черчению в общеобразовательных организациях.
3.2. Объекты профессиональной деятельности выпускников:
- задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс обучения
изобразительному искусству и черчению при проведении занятий и организации
внеурочной деятельности;
- задачи, методы, средства и процесс воспитания при реализации образовательных
программ по изобразительному искусству и черчению;
- задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс
взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования,
культуры, родителями (лицами их заменяющими)) по вопросам организации урочной и
внеурочной деятельности по изобразительному искусству и черчению;
- документационное обеспечение обучения и воспитания детей в процессе
реализации образовательных программ по изобразительному искусству и черчению в
общеобразовательных организациях.
3.3. Виды профессиональной деятельности выпускника:
- преподавание изобразительного искусства в общеобразовательных организациях;
- преподавание черчения в общеобразовательных организациях;
- выполнение работ в области изобразительного, декоративно-прикладного
искусства и черчения;
- организация и проведение внеурочных мероприятий в области изобразительного
и декоративно-прикладного искусства
- методическое обеспечение реализации образовательных программ по
изобразительному искусству и черчению.
4.Требования к результатам освоения программы подготовки специалистов
среднего звена
4.1. Общие компетенции
Учитель изобразительного искусства и черчения (базовой подготовки) должен
обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы
решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за
них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5. Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности.
7
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и
социальными партнерами по вопросам организации музыкального образования.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество
образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее
целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и
здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее
правовых норм.
4.2. Профессиональные компетенции
Учитель изобразительного искусства и черчения (базовой подготовки) должен
обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
Основные виды
Код и наименование
Показатели освоения компетенции
деятельности
компетенции
Практический опыт: анализа планов
Преподавание
ПК 1.1. Определять
изобразительного цели
и
задачи, проведения занятий изобразительного
искусства
в планировать
занятия искусства, разработки предложений по
их совершенствованию;
общеобразователь изобразительного
определения
цели
и
задач,
ных
искусства.
планирования и проведения уроков
организациях.
изобразительного искусства;
Умения: находить и использовать
информацию
по
истории
изобразительного и декоративноприкладного искусства, методическую
и иную информацию, необходимую
для подготовки к занятиям;
отбирать
содержание,
подбирать
дидактические
материалы
и
организовывать
изобразительную
деятельность обучающихся;
Знания:
психолого-педагогические
основы овладения изобразительной
деятельностью,
психологические
основы развития индивидуальности и
личности
в
процессе
обучения
изобразительному
искусству,
механизмы
развития
мотивации
изобразительной деятельности;
содержание современных программ
обучения изобразительному искусству
на занятиях в общеобразовательных
организациях;
8
теоретические основы и методику
планирования
занятий
по
изобразительному
искусству
для
школьников разных возрастных групп;
ПК 1.2. Организовыват Практический опыт: определения цели
ь и проводить занятия и задач, планирования и проведения
уроков изобразительного искусства;
изобразительного
Умения: находить и использовать
искусства.
информацию
по
истории
изобразительного и декоративноприкладного искусства, методическую
и иную информацию, необходимую
для подготовки к занятиям;
отбирать
содержание,
подбирать
дидактические
материалы
и
организовывать
изобразительную
деятельность обучающихся;
использовать
различные
методы,
средства,
формы
организации
деятельности
обучающихся
при
проведении занятий, строить их с
учетом
возрастных
особенностей
обучающихся;
использовать ИКТ и технические
средства обучения в образовательном
процессе;
Знания:
психолого-педагогические
основы овладения изобразительной
деятельностью,
психологические
основы развития индивидуальности и
личности
в
процессе
обучения
изобразительному
искусству,
механизмы
развития
мотивации
изобразительной деятельности;
содержание современных программ
обучения изобразительному искусству
на занятиях в общеобразовательных
организациях;
теоретические основы и методику
планирования
занятий
по
изобразительному
искусству
для
школьников разных возрастных групп;
методические основы и особенности
преподавания
изобразительного
искусства
с
применением
современных средств обучения, в том
числе характеристику форм, методов и
приемов организации изобразительной
деятельности школьников;
методику
выполнения
педагогического рисунка на классной
доске
при
проведении
занятий
9
изобразительного искусства;
ПК 1.3. Оценивать Практический опыт: анализа планов
процесс и результаты проведения занятий изобразительного
искусства, разработки предложений по
учения
их совершенствованию;
Умения:
оценивать
процесс
и
результаты
обучения
изобразительному
искусству
и
изобразительной
деятельности
обучающихся с учетом их возрастных
и индивидуальных особенностей,
вести учет успеваемости школьников;
консультировать
родителей
по
вопросам
художественного
образования
и
эстетического
воспитания, применять разнообразные
формы работы с семьей (родительские
собрания, беседы, консультации);
Знания: требования к содержанию и
уровню подготовки школьников по
изобразительному искусству;
особенности оценочной деятельности
учителя изобразительного искусства;
особенности работы с одаренными
детьми и с детьми, имеющими
трудности в обучении;
формы и методы взаимодействия с
родителями
или
лицами,
их
заменяющими,
как
субъектами
образовательного процесса;
ПК 1.4. Анализировать Практический опыт: анализа планов
проведения занятий изобразительного
занятия
искусства, разработки предложений по
изобразительного
их совершенствованию;
искусства.
наблюдения, анализа и самоанализа
занятий,
обсуждения
отдельных
занятий в диалоге с сокурсниками,
руководителем
педагогической
практики,
учителями,
разработки
предложений
по
их
совершенствованию и коррекции;
Умения: осуществлять самоанализ и
самоконтроль
при
проведении
занятий;
анализировать
подготовку
и
проведение занятий, корректировать и
совершенствовать их;
Знания: методику наблюдения и
анализа занятий изобразительного
искусства;
Практический опыт: ведения учебной
ПК 1.5. Вести
10
документацию,
обеспечивающую
процесс
обучения
изобразительному
искусству.
ПК
2.1. Определять
Преподавание
черчения
в цели
и
задачи,
общеобразователь планировать
занятия
ных
черчения.
организациях.
документации;
Умения:
вести
учебную
документацию;
Знания: виды учебной документации,
требования к ее оформлению.
Практический опыт: анализа планов
проведения
занятий
черчения,
разработки предложений по их
совершенствованию;
определения
цели
и
задач,
планирования и проведения уроков
черчения, в том числе с выполнением
наглядных изображений чертежей на
классной доске в процессе объяснения
учебного материала;
Умения: находить и использовать
методическую и иную информацию,
необходимую для подготовки к
занятиям;
отбирать
содержание,
подбирать
дидактические
материалы
и
организовывать
деятельность
обучающихся на занятиях;
использовать
различные
методы,
средства,
формы
организации
деятельности
обучающихся
при
проведении уроков, строить их с
учетом
возрастных
особенностей
обучающихся;
проводить
педагогическое
наблюдение за обучающимися на
занятиях;
устанавливать
педагогически
целесообразные взаимоотношения с
детьми и родителями (лицами, их
заменяющими);
взаимодействовать с участниками
образовательного
процесса
и
родителями
(лицами,
их
заменяющими);
Знания: содержание современных
программ обучения черчению на
уроках
в
общеобразовательных
организациях;
теоретические основы и методику
планирования уроков по черчению.
ПК
2.2. Практический опыт: анализа планов
занятий
черчения,
Организовывать
и проведения
разработки
предложений
по их
проводить
занятия
совершенствованию;
черчения.
определения
цели
и
задач,
11
планирования и проведения уроков
черчения, в том числе с выполнением
наглядных изображений чертежей на
классной доске в процессе объяснения
учебного материала;
Умения:
использовать
информационно-коммуникационные
технологии и технические средства
обучения в образовательном процессе;
Знания:
характеристику
форм,
методов и приемов организации
изобразительной
деятельности
школьников;
методические основы и особенности
преподавания черчения с применением
современных средств обучения;
методику
выполнения
педагогического рисунка, чертежей на
классной доске;
ПК 2.3. Оценивать Практический опыт: анализа планов
занятий
черчения,
процесс и результаты проведения
разработки
предложений
по их
учения
совершенствованию;
определения
цели
и
задач,
планирования и проведения уроков
черчения, в том числе с выполнением
наглядных изображений чертежей на
классной доске в процессе объяснения
учебного материала;
Умения:
оценивать
процесс
и
результаты обучения черчению с
учетом возрастных и индивидуальных
особенностей обучающихся, вести
учет успеваемости школьников;
Знания: требования к содержанию и
уровню подготовки школьников по
черчению;
особенности оценочной деятельности
учителя черчения;
особенности работы с одаренными
детьми и с детьми, имеющими
трудности в обучении;
ПК 2.4. Анализировать Практический опыт: наблюдения,
анализа и самоанализа уроков,
занятия черчения.
обсуждения отдельных занятий в
диалоге
с
сокурсниками,
руководителем
педагогической
практики,
учителями,
разработки
предложений
по
их
совершенствованию и коррекции;
Умения: анализировать подготовку и
проведение уроков, корректировать и
12
ПК
2.5.
Вести
документацию,
обеспечивающую
процесс
обучения
черчению
Выполнение
работ в области
изобразительного,
декоративно
прикладного
искусства
и
черчения.
ПК 3.1. Выполнять
графические работы с
натуры, по памяти и
представлению
в
различных техниках.
ПК
3.2.
Выполнять
совершенствовать их;
вести диалог с администрацией
образовательной
организации
по
вопросам
обучения
школьников
черчению;
осуществлять
самоанализ
и
самоконтроль при проведении уроков;
Знания: методику наблюдения и
анализа уроков черчения;
Практический опыт: ведения учебной
документации;
Умения:
вести
учебную
документацию;
Знания: виды учебной документации,
требования к ее оформлению.
Практический
опыт:
выполнения
графических работ с натуры, по
памяти и представлению;
Умения:
выполнять
графические
изображения
объектов
реальной
действительности (в том числе
натюрморты из предметов быта,
гипсовые слепки, архитектурные и
пейзажные зарисовки птиц, животных
и растений, портретное изображение
человека) с натуры, памяти и
представлению;
изображать объекты во взаимосвязи с
пространством, окружающей средой,
освещением и с учетом цветовых
особенностей;
выполнять
основные
виды
графических
работ
(наброски,
зарисовки,
конструктивный
и
тональный рисунок) с использованием
различных техник, применять в
рисунке
различные
технические
приемы и изобразительные средства:
линию, штрих, тональное пятно;
Знания: особенности визуального
художественного образа, процесс его
создания, развития и восприятия;
основные формы изобразительной
грамотности:
пропорции, перспективу, тон;
последовательность
выполнения
рисунка, моделировку формы и
объема, технологию и технику
рисунка;
Практический
опыт:
выполнения
живописных работ с натуры, по
13
живописные работы с памяти и представлению в различных
натуры, по памяти и техниках;
выполнять
живописные
представлению
в Умения:
изображения
объектов
реальной
различных техниках.
действительности (в том числе
натюрморты из предметов быта,
гипсовые слепки, архитектурные и
пейзажные зарисовки птиц, животных
и растений, портретное изображение
человека) с натуры, памяти и
представлению;
изображать объекты во взаимосвязи с
пространством, окружающей средой,
освещением и с учетом цветовых
особенностей;
выполнять
основные
виды
живописных работ (наброски, этюды,
станковую живопись), применять в
работах изобразительные средства
живописи: в том числе мазок, заливку,
лессировки, отмывки, работу "по
сырому";
Знания:
теоретические
основы
живописи, в том числе теорию и
методику
создания
живописного
произведения;
основы цветоведения (цвет, тон,
колорит, закономерности передачи
световоздушной
среды,
свойства
красок (акварель, гуашь, масло) и
приемы работы с ними);
опыт:
выполнения
ПК 3.3. Выполнять Практический
объемно-пластических
работ
с натуры,
объемно-пластические
работы с натуры, по по памяти и представлению в
различных материалах;
памяти
и
Умения:
выполнять
работы
по
представлению
в скульптуре с натуры, по памяти и
различных материалах. представлению
(лепка
рельефа,
гипсовых деталей лица, головы
человека, животных и птиц);
применять в работе художественные
выразительные средства скульптуры,
разнообразные способы и приемы
работы
с пластическими материалами;
Знания:
основы
пластической
анатомии;
методику
создания
объемнопластического произведения;
свойства пластических материалов и
способы лепки;
14
ПК 3.4. Выполнять
работы по декоративноприкладному,
оформительскому
искусству, дизайну и
народным ремеслам в
различных материалах,
художественнотворческие
композиции.
ПК 3.5. Читать и
выполнять чертежи и
эскизы
в
ручной
графике.
Организация
и
проведение
внеурочных
мероприятий
в
области
изобразительного
ПК 4.1. Определять
цели
и
задачи,
планировать
внеурочные
мероприятия в области
изобразительного
Практический
опыт:
выполнения
декоративно-прикладных работ и
художественной
обработки
материалов;
Умения: выполнять различные виды
декоративных работ:
орнаменты,
декоративные
композиции, декоративные изделия;
выполнять основные технологические
операции
по
художественной
обработке материалов;
воплощать творческий замысел в
материале с учетом его декоративных
свойств;
Знания: техники и технологические
приемы выполнения произведений
декоративно-прикладного искусства в
различных материалах;
специфику
художественного
оформления декоративных изделий;
традиционные
техники
художественной
обработки
материалов;
оборудование
и
технологии
художественной
обработки
материалов;
Практический
опыт:
чтения
и
выполнения чертежей в ручной
графике;
Умения:выполнять
основные
геометрические построения, читать и
выполнять рабочие чертежи, эскизы,
аксонометрические проекции средней
и повышенной сложности, сборочные
и строительные чертежи;
Знания:
виды
изображений
и
технических чертежей;
требования к оформлению чертежей,
геометрические построения;
особенности выполнения различных
видов
чертежей,
элементы
строительного и топографического
черчения.
Практический опыт:анализа планов и
организации внеурочных мероприятий
по изобразительному искусству;
составления
планов-конспектов
проведения внеурочных мероприятий;
Умения: определять цели, задачи,
содержание, методы и средства
15
школьников
и
декоративно- искусства
в обучения
изобразительному
искусству
для
прикладного
общеобразовательной
различных
форм
внеурочной
искусства.
организации
деятельности;
планировать досуговые мероприятия,
внеклассные
занятия
с
учетом
возрастных
и
индивидуальных
особенностей детей;
Знания: теоретические основы и
методику планирования внеурочной
деятельности по изобразительному
искусству;
формы
внеурочной
работы
по
изобразительной деятельности;
методику работы по организации
внеурочных мероприятий в области
изобразительного искусства;
ПК 4.2. Организовыват Практический опыт: организации и
ь
и
проводить проведения внеурочных мероприятий
по изобразительному искусству;
внеурочные
руководства
практической
мероприятия.
деятельностью
обучающихся
и
осуществления
индивидуального
подхода к ним;
Умения:
организовывать
и
проводить
внеклассную
и
досуговую
деятельность обучающихся;
развивать
у
обучающихся
художественный вкус и интерес к
освоению ценностей изобразительного
искусства;
подбирать методический материал к
проведению внеклассных мероприятий
и обеспечивать его необходимым
оборудованием;
использовать
методики
дополнительного
образования
в
области изобразительного искусства в
процессе проведения внеурочных
мероприятий;
Знания:
методику
работы
по
организации внеурочных мероприятий
в области изобразительного искусства;
Практический опыт: индивидуального
ПК 4.3. Мотивировать
педагогического
руководства
обучающихся,
творческой
деятельностью
ребенка в
родителей (лиц, их
заменяющих)
к области изобразительного искусства;
участию во внеурочных подготовки одаренных детей к
участию в творческих конкурсах,
мероприятиях.
выставках;
организации и проведения внеурочных
16
мероприятий совместно с родителями
и
участниками
образовательного
процесса;
проведения
консультаций,
индивидуального
обсуждения
достижений и трудностей в процессе
художественно-эстетического
воспитания и образования детей в
рамках внеурочной деятельности;
взаимодействия с родителями и
администрацией
образовательной
организации по вопросам проведения
внеурочных мероприятий по
изобразительному искусству;
Умения: оценивать художественнотворческие работы обучающихся с
учетом возрастных и индивидуальных
особенностей детей;
консультировать
родителей
по
вопросам
художественного
образования
и
эстетического
воспитания, применять разнообразные
формы работы с семьей (собрания,
беседы,
совместные
культурные
мероприятия);
вести диалог с администрацией
образовательной
организации
по
вопросам эстетического воспитания и
художественного
образования
школьников в процессе внеурочной
деятельности;
Знания:содержание, формы и методы
работы с родителям (лицами, их
заменяющими).
ПК 4.4. Анализировать
внеурочные
мероприятия.
Практический
опыт:
проведения
диагностики и оценки результатов
эстетического
воспитания
и
художественного образования детей в
процессе внеурочной деятельности;
Умения: оценивать художественнотворческие работы обучающихся с
учетом возрастных и индивидуальных
особенностей детей;
анализировать
внеурочные
мероприятия по изобразительному
искусству для установки соответствия
содержания, методов и средств
поставленным целям и задачам;
осуществлять
самоанализ,
самоконтроль
при
проведении
внеурочных мероприятий;
17
Знания:
методику осуществления
наблюдения, анализа различных форм
внеурочной деятельности и оценки
результатов мероприятий;
ПК 4.5. Вести
Практический опыт: ведения учебной
документацию,
документации;
обеспечивающую
Умения:
вести
учебную
проведение
документацию;
Знания: виды учебной документации,
внеурочных
мероприятий в области требования к ее оформлению.
изобразительного
и
декоративноприкладного искусства.
опыт:
календарноПК 5.1. Составлять Практический
Методическое
тематического
и
перспективного
учебно-тематические
обеспечение
планы
и
рабочие планирования;
реализации
изучения
педагогической
и
программы на основе
образовательных
методической
литературы
по
программ
по примерных с учетом проблемам
изобразительного
изобразительному типа образовательной искусства и черчения;
Умения: анализировать примерные
искусству
и организации,
в
области
особенностей возраста, программы
черчению.
изобразительного
искусства
и
группы/класса,
черчения;
отдельных детей
составлять календарно-тематические
планы;
разрабатывать программы на основе
примерных;
Знания:
теоретические
основы
планирования
образовательного
процесса, виды планов;
требования
к
составлению
и
оформлению
календарнотематического плана и рабочей
программы;
современные
программы
по
изобразительному
искусству
и
черчению
для
образовательных
организаций;
особенности современных подходов и
педагогических технологий в области
изобразительного
искусства
и
черчения;
опыт:
участия
в
ПК 5.2 Создавать в Практический
создании
предметно-развивающей
кабинете предметную
среды в кабинете;
развивающую среду
оформления
портфолио
педагогических достижений;
Умения: оформлять кабинет;
Знания:
педагогические,
18
ПК
5.3
Систематизировать
педагогический опыт,
обосновывать
выбор
методов
и
средств
собственной
педагогической
практики
гигиенические,
специальные
требования к созданию предметноразвивающей среды;
Практический опыт: самоанализа и
анализа
деятельности
других
педагогов,
оценивания
образовательных технологий в области
образовательных
программ
по
изобразительному
искусству
и
черчению;
выступления по актуальным вопросам
преподавания
изобразительного
искусства
и
черчения
в
общеобразовательных организациях;
Умения: сравнивать эффективность
применяемых
методов
при
преподавании
изобразительного
искусства и черчения;
подбирать и оформлять методическое
обеспечение
образовательного
процесса; готовить и оформлять
отчеты, рефераты, конспекты;
Знания:
логику
подготовки
и
требования к устному выступлению,
реферату, конспекту.
4.3. Личностные результаты
Личностные результаты
реализации программы воспитания
(дескрипторы)
Код личностных
результатов
реализации
программы
воспитания
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
Проявляющий
активную
гражданскую
позицию,
демонстрирующий
приверженность
принципам
честности,
порядочности, открытости, экономически активный и участвующий
в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на
условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и
участвующий в деятельности общественных организаций
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам
гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод
граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям
представителей субкультур, отличающий их от групп с
деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий
неприятие и предупреждающий социально опасное поведение
окружающих
ЛР 1
ЛР 2
ЛР 3
19
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда,
осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к
ЛР 4
формированию в сетевой среде личностно и профессионального
конструктивного «цифрового следа»
Демонстрирующий
приверженность
к
родной
культуре,
исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу,
ЛР 5
малой
родине,
принятию
традиционных
ценностей
многонационального народа России
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность
ЛР 6
к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях
Осознающий приоритетную ценность личности человека;
уважающий собственную и чужую уникальность в различных
ЛР 7
ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям
различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и
иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и
ЛР 8
трансляции культурных традиций и ценностей многонационального
российского государства
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и
безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо
преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных
ЛР 9
веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую
устойчивость в ситуативно сложных или стремительно
меняющихся ситуациях
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
ЛР 10
безопасности, в том числе цифровой
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий
ЛР 11
основами эстетической культуры
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и
воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье,
ЛР 12
ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со
своими детьми и их финансового содержания
Личностные результаты
реализации программы воспитания,
определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности
Принимающий и транслирующий ценность детства как особого
периода жизни человека, проявляющий уважение к детям,
защищающий
достоинство
и
интересы
обучающихся,
ЛР 13
демонстрирующий готовность к проектированию безопасной и
психологически комфортной образовательной среды, в том числе
цифровой.
Стремящийся находить и демонстрировать ценностный аспект
учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и
переживание обучающимися
ЛР 14
20
Признающий ценности непрерывного образования, необходимость
постоянного совершенствования и саморазвития; управляющий
собственным
профессиональным
развитием,
рефлексивно
оценивающий собственный жизненный и профессиональный опыт
ЛР 15
Демонстрирующий готовность к профессиональной коммуникации,
ЛР 16
толерантному общению;
способность вести диалог с
обучающимися,
родителями
(законными
представителями)
обучающихся, другими
педагогическими
работниками и
специалистами, достигать в нем взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения.
Проявляющий ценностное отношение к культуре и искусству, к
ЛР 17
культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии,
готовность
транслировать
эстетические
ценности
своим
воспитанникам
Личностные результаты
реализации программы воспитания,
определенные субъектом Российской Федерации (в соответствии со Стратегией
социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2035 года)
Сопричастный в демографическом развитии человеческого
потенциала
в
Республике
Бурятия
(соблюдающий
и
пропагандирующий традиционные ценности семьи, семейного
ЛР 18
образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций в
семейных отношениях и семейном воспитании, оказание
содействия в реализации воспитательного и культурнообразовательного потенциала семьи)
Сопричастный
в
развитии
толерантности
человеческого
потенциала в Республике Бурятия (участвующий в сохранении и
приумножении духовного и культурного потенциала народов,
населяющих республику, на основе идей единства и дружбы
народов, культуры межнационального (межэтнического) общения в
ЛР 19
соответствии с нормами морали и традициями народов Бурятии и
России, формировании в обществе обстановки нетерпимости к
пропаганде и распространению идей экстремизма, ксенофобии,
национальной исключительности, направленных на подрыв
общественно-политической стабильности, национального мира и
согласия)
Сопричастный в развитии здравоохранения человеческого
потенциала в Республике Бурятия (осознающий модели ведения
здорового образа жизни
по социально-демографическим
характеристикам населения республики, заботящийся об
ЛР 20
улучшении здоровья людей, уровней их экологической,
общественной и биологической безопасности, увеличении
продолжительности активной жизни, создании условий и
формировании мотивации для ведения здорового образа жизни)
Сопричастный в развитии образования и науки человеческого
потенциала в Республике Бурятия (участвующий в формировании
комфортной безбарьерной образовательной среды, направленной на
ЛР 21
21
выявление, поддержку и опережающее развитие потенциала
личности, ее общеобразовательных и профессиональных
компетенций, новых отраслей, инфраструктурных центров
экосреды, обеспечивающих кооперацию местных и внешних
партнеров, разработку и коммерциализацию инновационных
решений,
конкурентоспособных
на
мировом
уровне,
адаптированных к инновационным изменениям современной
экономики, организации профессиональной ориентации граждан в
целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства,
профессионального образования и обучения в соответствии с
потребностями регионального рынка труда, патриотического,
экологического и нравственного воспитания обучающихся на
основе духовно-нравственных ценностей и воспитательных
традиций народов Бурятии и России)
Сопричастный в развитии социальной защиты человеческого
потенциала в Республике Бурятия (участвующий в повышении
уровня и качества жизни населения путем развития и
совершенствования системы мер адресной социальной защиты и
поддержки обучающихся, в том числе с ОВЗ, временного
трудоустройства и самозанятости несовершеннолетних граждан в
возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных
граждан предпенсионного возраста, в том числе в рамках
профессионального
обучения
и
дополнительного
профессионального образования, безработных граждан в возрасте
от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений
среднего профессионального образования, ищущих работу
впервые, обеспечении доступного образования для детей и
молодежи с ОВЗ, создание условий для развития наставничества,
поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в
сфере добровольчества (волонтерства)
Сопричастный в развитии культуры человеческого потенциала в
Республике Бурятия (участвующий в укреплении российской
гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и
культурных ценностей народов, сохранении полиэтнической
культуры республики, сохранении и развитии национальных
языков,
создании условий для дополнительного образования детей и
молодёжи в сфере культуры и реализация их творческого
потенциала)
Сопричастный в развитии физической культуры и спорта
человеческого потенциала в Республике Бурятия (участвующий в
создании условий для граждан республики вести здоровый образ
жизни, систематически заниматься физической культурой и
спортом, повышать уровень двигательной активности и физической
подготовленности, пропагандирующий развитие региональной
системы физкультурно-спортивного воспитания населения)
Сопричастный в развитии молодежной политики человеческого
потенциала в Республике Бурятия (участвующий в создании
условий для успешной социализации и развития молодого человека
и использования его потенциала в интересах развития республики,
развитии системы профессионального самоопределения молодежи,
вовлечении ее в социальную практику (предпринимательскую,
ЛР 22
ЛР 23
ЛР 24
ЛР 25
22
добровольческую, художественно-творческую, научную, научнотехническую и инновационную деятельность), поддерживающий
воспитание патриотических основ и гражданской ответственности
у молодых людей, пропагандирующий здоровьесберегающее
поведение, активную гражданскую позицию, повышение правовой
культуры и укрепление патриотического сознания молодежи, в том
числе через массовое развитие добровольческого движения
Сопричастный
в
развитии
общественной
безопасности
человеческого потенциала в Республике Бурятия (соблюдающий
систему защиты населения и территории республики от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и
ЛР 26
обеспечение пожарной безопасности, участвующий в повышении
эффективности профилактики правонарушений, преступлений и
дорожно-транспортных происшествий, охраны общественного
порядка и обеспечения общественной безопасности
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями
Креативный и конкурентоспособный, активно и целенаправленно
ЛР 27
познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда
и творчества для человека и общества;
Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно
мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и
сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий
профессиональные требования, ответственный, пунктуальный,
ЛР 28
дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий,
нацеленный
на
достижение
поставленных
целей;
демонстрирующий
профессиональную
жизнестойкость.
Выполняющий трудовые функции в сфере изобразительного
искусства
Мотивированный к освоению функционально близких видов
ЛР 29
профессиональной деятельности, имеющих общие объекты
(условия, цели) труда, либо иные схожие характеристики
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектами
образовательного процесса
Доброжелательный, эффективно взаимодействующий с другими
участниками образовательного процесса в колледже, людьми,
ЛР 30
представителями различных культур, возрастов, лиц с
ограниченными возможностями здоровья, проявляющий эмпатию и
умеющий конструктивно реагировать на критику
Развивающий творческие способности, способный генерировать
новые идеи для решения производственных задач, системно
ЛР 31
креативно и критически мыслящий, активно познающий мир,
самореализующийся в профессиональной и личностной сферах на
основе этических и эстетических идеалов.
Демонстрирующий развитые навыки устной, письменной и
цифровой деловой коммуникации, публичного выступления,
ЛР 32
соблюдения речевого и сетевого этикета, умеющий выражать свои
мысли различными способами на русском и родном языке.
Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех
ЛР 33
23
сферах своей деятельности, готовый к исполнению разнообразных
социальных ролей, востребованных обществом и государством
5. Контроль и оценка результатов освоения программы подготовки
специалистов среднего звена
Оценка качества освоения программы подготовки специалистов среднего звена
включает текущий контроль, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию
обучающихся.
5.1. Текущий контроль результатов подготовки студентов
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью обеспечения
оперативного управления учебной деятельностью, активизации самостоятельной работы
студентов. Формы и методы текущего контроля успеваемости определяются рабочими
программами учебных дисциплин, ПМ, контрольно-измерительными материалами по
учебным дисциплинам, комплектом контрольно-оценочных средств по ПМ, МДК в
составе профессионального модуля. Одним из элементов текущего контроля успеваемости
студентов очной формы обучения является межсессионный контроль, который
проводится один раз в семестр не позднее, чем за полтора месяца до конца семестра по
всем учебным дисциплинам, МДК в составе профессионального модуля учебного плана в
целях подведения итогов текущей успеваемости.
5.2. Промежуточная аттестация обучающихся
Промежуточная аттестация проводится с целью определения:
• соответствия уровня и качества подготовки студентов требованиям ФГОС СПО;
• полноты и прочности теоретических знаний по учебной дисциплине, МДК;
• готовности студентов применять полученные теоретические знания при решении
практических задач;
• готовности студента к выполнению видов профессиональной деятельности;
• сформированности у студентов общих и профессиональных компетенций.
Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности студента
за семестр. Основными формами промежуточной аттестации в колледже являются:
• экзамен по учебной дисциплине, МДК в составе ПМ;
• экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю;
• зачет по учебной дисциплине;
• дифференцированный зачет по учебной дисциплине, МДК в составе ПМ;
• курсовая работа.
Формы и порядок проведения промежуточной аттестации, периодичность
промежуточной аттестации определяется учебными планами, локальными-нормативными
актами колледжа.
В процессе промежуточной аттестации в каждом учебном году количество
экзаменов не превышает 8, количество зачетов, дифференцированных зачетов - 10. Зачеты
и дифференцированные зачеты проводятся за счет времени, отведенного на теоретическое
обучение.
Экзамены проводятся в дни, освобожденные от других форм учебной
нагрузки. При проведении 3-х экзаменов в период зимней сессии, 5-ти - в период летней
24
сессий, первый экзамен проводится в первый день сессии. Интервал между экзаменами
должен быть не менее 2-х дней.
Условием допуска к промежуточной аттестации по профессиональному модулю
является успешное освоение всех его элементов, включая МДК, учебную и
производственную практику.
В колледже создается, обновляется и дополняется фонд оценочных средств с
максимально приближенными программами текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной
деятельности.
5.3. Государственная итоговая аттестация выпускников
Государственная итоговая аттестация (далее - ГИА) включает подготовку и защиту
выпускной квалификационной работы (далее - ВКР), соответствующей по тематике
содержанию одного или нескольких профессиональных модулей. На подготовку ВКР
отводится 4 недели, на защиту - 2 недели.
Требования к содержанию, объему и структуре ВКР определены локальными нормативными актами колледжа: положением о государственной итоговой аттестации,
положением о ВКР, программой государственной итоговой аттестации по специальности
54.02.06 «Изобразительное искусство и черчение». Государственный экзамен не
предусмотрен.
6. Условия реализации программы подготовки специалистов среднего
звена
Колледжем разрабатывается и утверждается решением педагогического совета
ППССЗ, включающая в себя учебный план и примерные программы учебных дисциплин,
профессиональных модулей, с учетом потребностей регионального рынка труда.
Программа разрабатывается с учетом направленности на удовлетворение
потребностей рынка труда и работодателей, в программе конкретизированы конечные
результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого
практического опыта.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном
готовится выпускник, определяют
содержание образовательной
программы,
разработанной колледжем совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании программы ГБПОУ БРПК:
использует объем времени, отведенный на вариативную часть циклов
ППССЗ, частично увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и
модули обязательной части, частично вводя новые дисциплины и модули в соответствии с
потребностями работодателей и спецификой деятельности;
ежегодно обновляет программу подготовки специалистов среднего звена (в
части состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных учебным
заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин и
профессиональных модулей, программ учебной и производственной практик,
методических
материалов,
обеспечивающих
реализацию
соответствующей
образовательной технологии) с учетом запросов работодателей, особенностей развития
25
региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках,
установленных федеральным государственным образовательным стандартом;
- в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей
четко формулирует требования к результатам их освоения: компетенциям,
приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
- обеспечивает эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании
с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей;
- обеспечивает обучающимся возможность участвовать в формировании
индивидуальной образовательной программы;
- формирует социокультурную среду, создавать условия, необходимые для
всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся,
способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса,
включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе
общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
- предусматривает в целях реализации компетентностного подхода использование
в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий
(компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций,
психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной
работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций
обучающихся.
При реализации программы обучающиеся имеют академические права и
обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации». Максимальный объем учебной нагрузки
обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной
и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППССЗ. Максимальный
объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет
36 академических часов в неделю. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в
год при заочной форме получения образования составляет 160 академических часов.
Общий объем каникулярного времени в учебном году составляет 8-11 недель, в том числе
не менее двух недель в зимний период.
Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной работы
по дисциплине (дисциплинам) профессионального цикла и (или) профессиональному
модулю (модулям) профессионального цикла и реализуется в пределах времени,
отведенного на ее (их) изучение.
При реализации программы в соответствии с п. 29 приказа Минобрнауки России от
14.06.2013 № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
образовательным
программам
среднего
профессионального образования», исходя из специфики реализации специальности
54.02.06 «Изобразительное искусство и черчение», ГБПОУ БРПК планирует к проведению
учебных занятий с обучающимися с разделением группы на подгруппы по отдельным
дисциплинам и МДК профессионального цикла согласно таблице 3.
Таблица 3
Наименование дисциплин, МДК
Объем
Сроки
Примечание
26
нагрузки обучения
(час. в нед.) (семестр)
БД.01 Иностранный язык
1,2
в соотв. с
учебным
планом
3,4,5,6,
7,8
ЕН.01 Информатика и информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности
1
3,4
ОП.13 Цифровые инструменты учителя
ИЗО и черчения
3
8
МДК.03.03 Основы выполнения
объемно-пластических работ
2
3,4,5
МДК.03.04 Основы выполнения
декоративно-прикладных работ и
художественной обработки материала
2
3,4,5
МДК.06.01 Теоретические и
методические основы обучения
дизайну
2
5,6
МДК.06.02 Основы цветоведения и
оформительского дела с практикумом
2
5,6
в соотв. с
учебным
планом
5,6,7,8
ОГСЭ.03 Иностранный язык
МДК.06.03 Основы компьютерной
графики с практикумом
МДК.06.04 Основы макетирования с
практикумом
ОП.06 Композиция
1
ОП.08 Рисунок
3
ОП.09 Живопись
3
МДК.03.01 Основы выполнения
графических работ
МДК.03.02 Основы выполнения
живописных работ
в соотв. с
учебным
планом
из расчета разделения
учебной группы на 2
подгруппы (в случае
если в учебной группе
количество
обучающихся
составляет не более 15
чел., то группа не
разделяется на
подгруппы)
6,7,8
1,2,3,4,5,
6,7,8
из расчета разделения
учебной группы на 3
1,2
подгруппы (в случае
если в учебной группе
количество
1,2
обучающихся
составляет не более 12
3,4,5,6,7,
чел., то группа не
8
разделяется на
подгруппы)
3,4,5,6,7,
8
В период обучения с юношами проводятся учебные сборы.
В соответствии с ФГОС СПО практика является обязательным разделом ППССЗ.
При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практики: учебная и
производственная.
Учебная и производственная практики (по профилю специальности) проводятся
27
образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций
в рамках профессиональных модулей и реализуются как концентрированно в несколько
периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках
профессиональных модулей. Производственная практика состоит из двух этапов:
практика по профилю специальности и преддипломная.
Преддипломная практика направлена на углубление студентом первоначального
профессионального опыта, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку
готовности к самостоятельной трудовой деятельности и подготовку к выполнению
выпускной квалификационной работы. Продолжительность преддипломной практики
составляет 4 недели, практика проводится концентрированно по окончании
теоретического обучения и промежуточной аттестации 7 семестра. Практика завершается
дифференцированным зачетом.
С базами практики у колледжа заключены договоры о сотрудничестве. Имеющиеся
базы практики обеспечивают возможность прохождения практики всеми студентами в
соответствии с учебным планом.
Реализация программы подготовки специалистов среднего звена обеспечивается
педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях
соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей,
отвечающих за освоение обучающимися дисциплин и модулей профессионального цикла.
Программа подготовки специалистов среднего звена обеспечивается учебнометодической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и
профессиональным модулям.
Внеаудиторная работа сопровождается методическим обеспечением и
обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППССЗ обеспечивается доступом каждого обучающегося к базам
данных
и
библиотечным
фондам,
формируемым
по
полному
перечню
дисциплин(модулей) в соответствии с ФГОС.
Во время самостоятельной подготовки обучающиеся обеспечены доступом к сети
Интернет. Каждый обучающийся обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или
электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла и одним учебнометодическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному
курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями
основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной
за последние 5 лет. Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, включает
официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2
экземпляра на каждые 100 обучающихся. Каждому обучающемуся обеспечен доступ к
комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 5 наименований
отечественных журналов.
Колледж располагает материально-технической базой, обеспечивающей
проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной,
междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных
учебным планом данной специальности.
Материально-техническая база соответствует действующим санитарным и
противопожарным нормам.
28
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений для
подготовки по специальности 54.02.06 «Изобразительное искусство и черчение»:
Кабинеты:
гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
иностранного языка;
педагогики и психологии;
анатомии, физиологии и гигиены человека;
теории и методики изобразительного искусства;
истории изобразительного искусства;
черчения.
Лаборатории:
художественно-методического фонда;
технических средств обучения;
информатики и информационно-коммуникационных технологий.
Мастерские:
по рисунку, графике, живописи;
по скульптуре;
по декоративно-прикладному искусству;
по художественной обработке материалов.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для
стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
7. Содержание и организация образовательного процесса при реализации
образовательной программы по специальности
7.1. План учебного процесса
Учебный план ГБПОУ БРПК разработан на основе Федерального государственного
образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
27.10.2014 № № 1384., приказа Министерства образования и науки РФ от 29.10.2013 №
1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего
профессионального образования.
Учебный план определяет объемные параметры учебной нагрузки в целом, по
годам обучения и по семестрам. Перечень учебных дисциплин, профессиональных
модулей и их составных элементов (междисциплинарных курсов, учебной и
производственной практик). Последовательность изучения учебных дисциплин и
профессиональных модулей. Виды учебных занятий, распределение различных форм
промежуточной аттестации по годам обучения и семестрам. Распределение по семестрам
и объемные показатели подготовки и проведения государственной (итоговой аттестации).
29
Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности
предусматривает изучение следующих учебных циклов: общеобразовательная подготовка,
общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл, математический и
общий естественнонаучный учебный цикл, профессиональный учебный цикл,
профессиональные модули.
Обязательная часть программы подготовки специалистов среднего звена составляет
69,89% от общего объема времени, отведенного на освоение, что и предусмотрено
базовым учебным планом.
Максимальный объем учебной нагрузки составляет 7110 часов, в т.ч. 2106 ч. общеобразовательная подготовка, что не превышает установленный ФГОС объем
недельной максимальной нагрузки - 54 ч. Аудиторная нагрузка не превышает 36 часов в
неделю.
Дисциплина «Физическая культура» предусматривает еженедельно 2 часа
обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной учебной нагрузки (за счет
различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
Консультации для студентов предусматриваются образовательным учреждением в
объеме 4 часа на каждого обучающегося на учебный год, в том числе, в период
реализации среднего общего образования. Форма проведения консультаций,
предусмотренных учебным планом - групповые и индивидуальные.
При составлении графика учебного процесса учебное заведение руководствуется
тем, что начало учебных занятий устанавливается с 1 сентября, окончание обучения - 30
июня. Продолжительность каникул составляет 2 недели в зимний период.
Продолжительность и виды практик планируется в соответствии с ФГОС СПО.
Общеобразовательный учебный цикл программы
подготовки специалистов
среднего звена формируется в соответствии с Рекомендациями по организации получения
среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом
требования ФГОС и получаемой профессии или специальности СПО, направленные
Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
от 17 марта 2015 г за №06-259, Уточнениями к вышеуказанным рекомендациям ФИРО
от 25 мая 2017 г., Приложением 4 к Информационно-методическому письму об
актуальных вопросах модернизации среднего профессионального образования ФГАУ
«ФИРО» от 11 октября 2017 г. за № 01-00-05/925. Реализация среднего общего
образования соответствует гуманитарному профилю общеобразовательной подготовки.
Срок реализации ФГОС среднего общего образования в пределах программы
подготовки специалистов среднего звена составляет 39 недель. С учетом этого срок
обучения по основной профессиональной образовательной программе СПО увеличивается
на 52 недели, в том числе: 39 недель - теоретическое обучение, 2 недели - промежуточная
аттестация, 11 недель - каникулы.
Учебное время, отведенное на теоретическое обучения – 1404 часа распределено на
учебные дисциплины общеобразовательного цикла – общие, по выбору образовательной
организации из обязательных предметных областей и дополнительные по выбору
обучающегося.
По выбору образовательной организации в учебный план включены следующие
дисциплины:
Обществознание,
Информатика,
Естествознание.
В
качестве
30
дополнительных дисциплин по выбору обучающегося включены дисциплины: Родной
язык, Бурятский язык как государственный, История Бурятии.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение первого курса в
рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом на дисциплину
«Индивидуальный проект», и должен быть представлен в виде завершённого учебного
исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального,
прикладного,
инновационного,
конструкторского,
инженерного.
Выполняется
индивидуальный проект обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя
по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов,
курсов в любой избранной области деятельности. На самостоятельную внеаудиторную
работу отведено 50% учебного времени от обязательной аудиторной нагрузки.
Учебные дисциплины общеобразовательного цикла реализуются в основном на 1
курсе, за исключением дисциплин Астрономия, История и Обществознание, которые
изучаются во втором семестре. Данный подход позволяет уже на первом курсе включить
дисциплины профессиональной подготовки: «Композиция», «Рисунок», «Живопись».
Промежуточная аттестация по общеобразовательному циклу проводится в форме
дифференцированных зачетов и экзаменов: дифференцированные зачеты – за счет
времени, отведенного на соответствующую общеобразовательную дисциплину, экзамены
– за счет времени, выделенного ФГОС СПО по специальности. Экзамены проводятся по
учебным дисциплинам «Математика», «Русский язык», по другим – дифференцированный
зачет.
Общеобразовательная подготовка в рамках реализации ППССЗ специальности
«музыкальное образование», осуществляется в соответствии с «Рекомендациями по
организации
получения
среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного
общего образования
с учетом требований
федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования» (письмо Минобрнауки России от 17.03.2015 г. № 06259), определяющих профили получаемого профессионального образования, базовые и
профильные общеобразовательные дисциплины и их объемные параметры, а также
рекомендуемое распределение специальностей среднего профессионального образования
по профилям получаемого профессионального образования.
По учебному циклу общегуманитарных и социально-экономических дисциплин
введена дисциплина «Русский язык и культура речи» на которую выделено макс - 62 ч, а
обяз. - 45 ч., содержание которой направлено на освоение такой компетенции как ОК 6.
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и
социальными партнерами, ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся,
организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за
качество образовательного процесса.
Практика как вид учебных занятий проводится концентрированно в соответствии с
«Положением о практической подготовке обучающихся ГБПОУ «Бурятский
республиканский педагогический колледж» и графику учебного процесса в общем объеме
17 недель. Преддипломная практика проводится концентрированно в течение 4 недель в
начале 8-го семестра.
7.1.1. Формирование вариативной части программы
Время, отведенное на вариативную часть ФГОС, в объеме 1008 часов. Вариативная
часть составляет 30,11% и распределена по каждому учебному циклу плана (за
31
исключением общеобразовательной подготовки) путем увеличения объема времени,
отведенного на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые
дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой
деятельности образовательной организации.
1. На цикл ОГСЭ, из них на введение учебных дисциплин «Русский язык и
культура речи» для содействия в совершенствовании коммуникативной компетентности –
45 ч., «Экологические основы природопользования Байкальского региона» – 26 ч.
На увеличение количества часов обязательных дисциплин общегуманитарного и
социально-экономического цикла выделено максимальной нагрузки – 133 ч., обязательной
- 22 ч.
2. На увеличение количества часов обязательных дисциплин математического и
общего естественнонаучного цикла выделено максимальной нагрузки – 6 ч., обязательной
– 2 ч.
3. На профессиональный учебный цикл 913 ч., в том числе:
3.1. На введение общепрофессиональных дисциплин (всего 401 ч.):
- ОП.08 Рисунок (всего 117 ч.);
- ОП.09 Живопись (всего 117 ч.);
- ОП.10 Народное искусство края (всего 33 ч.);
- ОП.11 Основы учебно-исследовательской деятельности (всего 43 ч.);
- ОП.12 Основы предпринимательства и управления в образовании (всего 39 ч.);
- ОП.13 Цифровые инструменты учителя ИЗО и черчения (всего 39 ч.).
3.2. На введение междисциплинарных курсов и практик в профессиональных
модулях (всего 512 ч.):
- МДК.02.03 Нормативно-правовые и методические основы организации летнего отдыха
детей (всего 28 ч.);
- МДК.06.01 Теоретические и методические основы обучения дизайну (всего 58 ч.);
- МДК.06.02 Основы цветоведения и оформительского дела с практикумом (всего 58 ч.);
- МДК.06.03 Основы компьютерной графики с практикумом (всего 161 ч.);
- МДК.06.04 Основы макетирования с практикумом (всего 127 ч.);
- УП.06.01 Показательные занятия по дизайну (всего 6 ч.);
- ПП.06.01 Пробные занятия по дизайну (всего 30 ч.)
На увеличение количества часов обязательных междисциплинарных курсов
профессионального цикла выделено максимальной нагрузки – 0 ч., обязательной – 44 ч.
32
7.4. Рабочая программа воспитания
7. 4.1. Цели и задачи воспитания обучающихся при освоении ими образовательной
программы:
Цель рабочей программы воспитания – личностное развитие обучающихся и их
социализация, проявляющиеся в развитии их позитивных отношений к общественным
ценностям, приобретении опыта поведения и применения сформированных общих
компетенций специалистов среднего звена на практике.
Задачи:
– формирование единого воспитательного пространства, создающего равные
условия для развития обучающихся профессиональной образовательной организации;
– организация всех видов деятельности, вовлекающей обучающихся в
общественно-ценностные социализирующие отношения;
– формирование у обучающиеся профессиональной образовательной организации
общих ценностей, моральных и нравственных ориентиров, необходимых для устойчивого
развития государства;
– усиление воспитательного воздействия благодаря непрерывности процесса
воспитания.
7.4.2. Рабочая программа воспитания представлена в приложении 6.
7.5. Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы представлен в приложении 7.
34