ОПОП 53.02.01 МО_2021

СОДЕРЖАНИЕ
1
2
3
4
4.1
4.2
4.3
5
5.1
5.2
5.3

Общие положения
Общая характеристика программы
Характеристика профессиональной деятельности выпускника
Планируемые результаты освоения программы подготовки
специалистов среднего звена
Общие компетенции
Профессиональные компетенции
Личностные результаты

7
7
8
21

Контроль и оценка результатов программы подготовки специалистов
среднего звена
Текущий контроль результатов подготовки студентов
Промежуточная аттестация обучающихся
Государственная итоговая аттестация выпускников

25
25
25
26

Условия реализации программы подготовки специалистов среднего
звена
7
Содержание и организация учебного процесса при реализации
образовательной программы по специальности
7.1 План учебного процесса
7.1.1 Формирование вариативной части программы
7.2 Календарный учебный график
7.3 Сводные данные по бюджету времени
7.4 Рабочая программа воспитания
7.5 Календарный план воспитательной работы

3
5
7

6

26
31
31
33
35

36

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Рабочие программы учебных дисциплин общеобразовательного цикла
Приложение 2. Рабочие программы
учебных дисциплин общего гуманитарного и
социально-экономического цикла
Приложение 3. Рабочие программы учебных дисциплин математического и общего
естественнонаучного цикла
Приложение 4. Рабочие программы учебных дисциплин профессионального цикла
Приложение 5. Рабочие программы профессиональных модулей
Приложение 6. Рабочая программа воспитания
Приложение 7. Календарный план воспитательной работы

2

1. Общие положения
1.1. Программа подготовки специалистов среднего звена
Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности
53.02.01 «Музыкальное образование» (далее - Программа) реализуется Государственным
бюджетным
профессиональным
образовательным
учреждением
«Бурятский
республиканский педагогический колледж» (далее - ГБПОУ БРПК).
Программа представляет собой комплекс нормативно-методической документации,
разработанной и утвержденной ГБПОУ БРПК, с учетом требований регионального рынка
труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 53.02.01 «Музыкальное образование»,
утвержденного приказом Минобрнауки России от 13.08.2014 № 993.
Программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия
организации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по
данной специальности и включает в себя: учебный план, рабочие программы дисциплин,
профессиональных модулей, учебной и производственной практик и другие методические
материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся.
Программа подготовки специалистов среднего звена по данной специальности
предусматривает изучение следующих учебных циклов: общеобразовательного, общего
гуманитарного и социально-экономического; математического и общего естественнонаучного; профессионального; включает разделы: учебная практика, производственная
практика (по профилю специальности), производственная практика (преддипломная);
проведение текущего контроля, промежуточной аттестации, государственной (итоговой)
аттестации - подготовка и защита выпускной квалификационной работы.
Общеобразовательный, общий гуманитарный и социально-экономический,
математический и общий естественнонаучный циклы состоят из учебных дисциплин.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и
профессиональных модулей в соответствии с основными видами профессиональной
деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько
междисциплинарных курсов. При освоении профессиональных модулей проводятся
учебная практика и производственная практика (по профилю специальности).
Обязательная часть программы подготовки специалистов среднего звена по циклам
составляет 70% от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная
часть (30%) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой
содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и
знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в
соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения
образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули
вариативной части определены образовательным учреждением. Вариативная часть
распределена в соответствии с потребностями работодателей и направлена на введение
новых элементов программы и на дополнение обязательной части циклов ППССЗ,
предложенных ФГОС.
Программа ежегодно пересматривается и обновляется в части содержания учебных
планов, рабочих программ, методических материалов. Программа реализуется в
совместной образовательной, научной, производственной, общественной и иной
деятельности обучающихся и педагогов ГБПОУ БРПК.

3

1.2. Нормативные документы для разработки программы
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Приказ Минобрнауки России от 13.08.2014 № 993 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 53.02.01 «Музыкальное образование» (с изменениями и
дополнениями от 17 мая 2021 г.);
- Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования» (с изменениями и дополнениями);
- Приказ Минобрнауки России от 29.10.2013 № 1199 «Об утверждении перечней
профессий и специальностей среднего профессионального образования» (с изменениями
и дополнениями);
- Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам среднего профессионального образования» (с изменениями и дополнениями);
- Приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594 «Об утверждении Порядка
разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и
ведения реестра примерных основных образовательных программ»;
- Приказ Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении
Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего профессионального образования»;
- Приказ Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России № 390 от 5 августа
2020 г. «О практической подготовке обучающихся» (вместе с «Положением о
практической подготовке обучающихся»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18
октября 2013 г. № 544 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
1.3. Перечень терминов, определений и сокращений, используемых в тексте
программы:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования;
ППССЗ - программа подготовки специалистов среднего звена
Компетенция – способность применять знания, умения, личностные качества и
практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
Профессиональный модуль – часть основной профессиональной образовательной
программы, имеющая определённую логическую завершённость по отношению к
планируемым
результатам
подготовки,
и
предназначенная
для
освоения
профессиональных компетенций в рамках каждого из основных видов профессиональной
деятельности.
Основные виды профессиональной деятельности – профессиональные функции,
каждая из которых обладает относительной автономностью и определена работодателем

4

как необходимый компонент содержания основной профессиональной образовательной
программы.
Результаты подготовки – освоенные компетенции и умения, усвоенные знания,
обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования.
Учебный (профессиональный) цикл – совокупность дисциплин (модулей),
обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование компетенций в
соответствующей сфере профессиональней деятельности.
ПМ – профессиональный модуль;
ОК – общая компетенция;
ПК – профессиональная компетенция;
МДК - междисциплинарный курс.
2. Общая характеристика программы
2.1. Цель программы
Программа имеет целью развитие у обучающихся личностных качеств, а также
формирование общих и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями
ФГОС СПО по данной специальности. Выпускник в результате освоения программы
будет готов ко всем видам профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС.
2.2. Нормативный срок освоения программы при очной форме подготовки
Сроки получения среднего профессионального образования по специальности
53.02.01 «Музыкальное образование» базовой подготовки в очной форме обучения и
присваиваемые квалификации приводятся в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень образования,
необходимый для приема на
обучение по ППССЗ

Наименование
квалификации базовой
подготовки

Срок получения СПО по
ППССЗ базовой
подготовки в очной форме
обучения

среднее общее образование

Учитель музыки,
музыкальный руководитель

2 года 10 месяцев

основное общее образование

3 года 10 месяцев

Сроки получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки превышают на один год
срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки. Сроки получения СПО по
специальности 53.02.01 Музыкальное образование углубленной подготовки в очной
форме обучения и присваиваемые квалификации приводятся в Таблице 2.
Таблица 2
Уровень образования,
необходимый для приема на
обучение по ППССЗ

Наименование
Срок получения СПО по
квалификации углубленной
ППССЗ углубленной
подготовки
подготовки в очной форме
обучения

5

среднее общее образование

Учитель музыки,
музыкальный руководитель

основное общее образование

3 года 10 месяцев
4 года 10 месяцев

Сроки получения СПО по ППССЗ базовой и углубленной подготовки независимо от
применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной и заочной формам обучения:
на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;
б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на
10 месяцев.
2.3 Трудоемкость программы
Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения
составляет 147 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам
Учебная практика
Производственная практика (по профилю специальности)

93 нед.
16 нед.

Производственная практика (преддипломная)

4 нед.

Промежуточная аттестация

5 нед.

Государственная итоговая аттестация

6 нед.

Каникулы

23 нед.

Итого

147 нед.

Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения
составляет 199 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам
Учебная практика
Производственная практика (по профилю специальности)

132 нед.
18 нед.

Производственная практика (преддипломная)

4 нед.

Промежуточная аттестация

7 нед.

Государственная итоговая аттестация

6 нед.

Каникулы

32 нед.

Итого

199 нед.

6

2.4. Требования к поступающим
Лица, поступающие на обучение, должны иметь документ государственного
образца об основном общем, о среднем общем образовании или среднем
профессиональном образовании.
3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
3.1. Область профессиональной деятельности выпускников: музыкальное
образование детей в организациях дошкольного и общего образования.
3.2. Объекты профессиональной деятельности выпускников:
- задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс
музыкального образования детей;
- задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс
взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (образовательными
организациями, организациями культуры, родителями (лицами, их заменяющими) по
вопросам музыкального образования детей;
- документационное обеспечение процесса музыкального образования детей в
дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях.
3.3. Виды профессиональной деятельности выпускника:
- организация музыкальных занятий и музыкального досуга в дошкольных
образовательных организациях;
- преподавание музыки и организация внеурочной музыкальной деятельности в
общеобразовательных организациях;
- педагогическая музыкально-исполнительская деятельность;
- методическое обеспечение процесса музыкального образования.
4.Планируемые
результаты
освоения
программы
подготовки
специалистов среднего звена
4.1. Общие компетенции
Учитель музыки (базовой подготовки) должен обладать общими компетенциями,
включающими в себя способность:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы
решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за
них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5. Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и
социальными партнерами по вопросам организации музыкального образования.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество
образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного

7

развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее
целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и
здоровья детей.
OK 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее
правовых норм.
ОК 12.
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять
стандарты антикоррупционного поведения.
ОК 13. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
3.2. Профессиональные компетенции
Учитель музыки (базовой подготовки) должен обладать профессиональными
компетенциями, соответствующими видам профессиональной деятельности:
Основные виды
Код и наименование
Показатели освоения компетенции
деятельности
компетенции
1.
Организация ПК 1.1. Определять цели Практический опыт:
музыкальных
и задачи музыкальных определения
цели
и
задач
занятий
и занятий и музыкальный музыкальных занятий и музыкального
музыкального
досуг в дошкольных досуга;
досуга
в образовательных
- составления сценариев и проведения
дошкольных
организациях,
музыкальных занятий и музыкального
образовательных
планировать их
досуга, участия в подготовке и
организациях
проведении праздников в дошкольной
образовательной организации;
- освоения и применения психологопедагогических технологий (в том числе
инклюзивных),
необходимых
для
адресной
работы
с
различными
контингентами детей: одаренные дети,
социально
уязвимые
дети, дети,
попавшие в трудные жизненные
ситуации, дети-мигранты, дети-сироты,
дети с особыми образовательными
потребностями
(аутисты,
дети
с
синдромом дефицита внимания и
гиперактивностью и др.), дети с
ограниченными
возможностями
здоровья, дети с девиациями поведения,
дети с зависимостью;
Умения:
находить
и
использовать
методическую
и
музыкальную
литературу
и
др.
источники
информации,
необходимой
для
подготовки к занятиям и разработки
сценариев музыкальных мероприятий;
- владеть профессиональной установкой

8

ПК 1.2. Организовывать и
проводить музыкальные
занятия и музыкальный
досуг в дошкольных
образовательных
организациях

на оказание помощи любому ребенку
вне зависимости от его учебных
потребностей,
особенностей
в
поведении, состояния психического и
физического здоровья;
- разрабатывать и реализовывать
индивидуальные
образовательные
маршруты, индивидуальные программы
развития
и
индивидуальноориентированные
образовательные
программы с учетом личностных и
возрастных особенностей, в том числе в
условиях инклюзивного образования;
Знания:
психолого-педагогических
основ
музыкального
образования
дошкольников:
педагогические условия формирования
музыкальной культуры, характеристику
музыкальных способностей ребенкадошкольника и условия их развития;
- методики организации и проведения
музыкальных занятий и музыкального
досуга, методы и приемы организации
музыкально-исполнительской
деятельности дошкольников (певческой,
музыкально-ритмической, музыкальноинструментальной);
- содержание современных программ
музыкального
образования
детей
дошкольного возраста;
Практический опыт:
- исполнения на занятиях/досуговых
мероприятиях
произведений
педагогического репертуара хорового,
инструментального
и
вокального
жанров;
создавать
инклюзивную
образовательную среду;
Умения:
находить
и
использовать
методическую
и
музыкальную
литературу
и
др.
источники
информации,
необходимой
для
подготовки к занятиям и разработки
сценариев музыкальных мероприятий;
отбирать
содержание
и
организовывать
музыкальнослушательскую
и
музыкальноисполнительскую деятельность детей
дошкольного возраста;
- использовать различные методы,

9

средства,
формы
организации
деятельности детей на занятиях и
досуговых мероприятиях, строить их с
учетом
возрастных
особенностей
воспитанников;
использовать
информационнокоммуникационные
технологии
и
технические средства обучения в
образовательном процессе;
использовать
и
апробировать
специальные подходы к обучению в
целях включения в образовательный
процесс всех воспитанников, в том
числе с особыми потребностями в
образовании:
детей,
проявивших
выдающиеся способности; детей, для
которых русский язык не является
родным; детей с ограниченными
возможностями здоровья;
устанавливать
педагогически
целесообразные взаимоотношения с
детьми и родителями (лицами, их
заменяющими);
- взаимодействовать с участниками
образовательного
процесса
и
родителями (лицами, их заменяющими)
по вопросам проведения музыкальных
занятий и музыкального досуга в
дошкольной
образовательной
организации;
- выявлять музыкально одаренных
детей;
организовывать
и
проводить
репетиции
при
подготовке
к
праздникам;
Знания:
педагогических
условий
формирования музыкальной культуры,
характеристику
музыкальных
способностей ребенка-дошкольника и
условий их развития;
- детский музыкальный репертуар,
эстетические,
психологические,
педагогические основания отбора и
систематизации
музыкального
репертуара;
- требования к охране и гигиене
исполнительского аппарата;
ПК 1.3. Определять и Практический опыт:
оценивать
результаты - наблюдения, анализа и самоанализа
обучения
музыке
и музыкальных занятий и досуговых
музыкального
мероприятий, обсуждения их в диалоге

10

образования детей

с
сокурсниками,
руководителем
педагогической практики, учителями,
разработки
предложений
по
совершенствованию и коррекции;
- освоения и применения психологопедагогических технологий (в том числе
инклюзивных),
необходимых
для
адресной
работы
с
различными
контингентами детей: одаренные дети,
социально
уязвимые
дети, дети,
попавшие в трудные жизненные
ситуации, дети-мигранты, дети-сироты,
дети с особыми образовательными
потребностями
(аутисты,
дети
с
синдромом дефицита внимания и
гиперактивностью и др.), дети с
ограниченными
возможностями
здоровья, дети с девиациями поведения,
дети с зависимостью;
Умения:
- проводить педагогическое наблюдение
за детьми на музыкальных занятиях и
досуговых мероприятиях;
осуществлять
самоанализ
и
самоконтроль
при
проведении
музыкальных занятий и музыкального
досуга;
- выявлять музыкально одаренных
детей;
- определять способы коррекционноразвивающей
работы
с
детьми,
имеющими трудности в обучении;

Знания:
- психолого-педагогические основы
музыкального
образования
дошкольников:
педагогические условия формирования
музыкальной культуры, характеристику
музыкальных способностей ребенкадошкольника и условия их развития;
ПК 1.4. Анализировать Практический опыт:
музыкальные занятия и - наблюдения, анализа и самоанализа
досуговые мероприятия
музыкальных занятий и досуговых
мероприятий, обсуждения их в диалоге
с
сокурсниками,
руководителем
педагогической практики, учителями,
разработки
предложений
по
совершенствованию и коррекции;
реализации
педагогических
рекомендаций специалистов (психолога,
логопеда, дефектолога) в работе с

11

детьми
раннего
и
дошкольного
возраста, испытывающими трудности в
освоении программы, а также с детьми,
имеющими особые образовательные
потребности;
анализа
планов
проведения
музыкальных занятий и музыкальных
досуговых мероприятий в дошкольной
образовательной организации;
-анализировать
образовательные
потребности
детей
в
условиях
инклюзивного образования;
Умения:
анализировать
подготовку
и
проведение занятий, праздников и
развлечений;
Знания:
- требования к охране и гигиене
исполнительского аппарата;
ПК
1.5.
Вести Практический опыт:
документацию,
- ведения учебной документации;
обеспечивающую
Умения:
процесс
музыкального находить
и
использовать
образования
методическую
и
музыкальную
дошкольников
литературу
и
др.
источники
информации,
необходимой
для
подготовки к занятиям и разработки
сценариев музыкальных мероприятий;
отбирать
содержание
и
организовывать
музыкальнослушательскую
и
музыкальноисполнительскую деятельность детей
дошкольного возраста;
Знания:
- характеристику форм организации
музыкальной
деятельности
детей
(музыкальные занятия, музыку в
повседневной жизни детского сада,
музыкальный
досуг
(развлечения),
музыку как компонент праздника);
Преподавание
ПК 2.1. Определять цели, Практический опыт:
музыки
и задачи, планировать
- анализа планов проведения уроков
организация
уроки музыки и
музыки и внеурочных музыкальных
внеурочных
внеурочную
мероприятий в общеобразовательных
музыкальных
музыкальную
организациях;
мероприятий
в деятельность
- планирования уроков музыки и
общеобразовательн
составления сценариев внеурочных
ых организациях
мероприятий;
- организации и проведения уроков
музыки и внеурочных музыкальных
мероприятий;

12

ПК 2.2. Организовывать и
проводить уроки музыки

ПК 2.3
Анализировать
проведенные занятия для
установления
соответствия содержания,
методов
и
средств
поставленным целям и
задачам,
интерпретировать
и

Умения:
находить
и
использовать
методическую
и
музыкальную
литературу
и
иные
источники
информации,
необходимой
для
подготовки к занятиям и разработки
сценариев музыкальных мероприятий;
отбирать
содержание
и
организовывать
музыкальнослушательскую
и
музыкальноисполнительскую
деятельность
обучающихся;
Знания:
- содержание современных программ
музыкального образования детей в
общеобразовательных организациях;
Практический опыт:
- исполнения на уроках и внеурочных
мероприятиях
произведений
педагогического репертуара хорового,
инструментального
и
вокального
жанров;
Умения:
организовывать
и
проводить
репетиции при подготовке к праздникам
Знания:
- школьный музыкальный репертуар,
эстетические,
психологические,
педагогические основания отбора и
систематизации
музыкального
репертуара;
- требования к охране и гигиене
исполнительского аппарата;
- характеристику форм организации
музыкальной
деятельности
школьников;
- методику организации и проведения
уроков музыки и музыкального досуга,
методы
и
приемы
организации
музыкально-исполнительской
деятельности школьников (певческой,
музыкально-ритмической, музыкальноинструментальной);
Практический опыт:
- организации и проведения уроков
музыки и внеурочных музыкальных
мероприятий;
исполнения на уроках и внеурочных
мероприятиях
произведений
педагогического репертуара хорового,
инструментального
и
вокального
жанров;

13

использовать в работе
полученные результаты
для
коррекции
собственной
деятельности.

организации
образовательного
процесса на основе непосредственного
общения с каждым обучающимся с
учётом его особых образовательных
потребностей;
Умения:
- анализировать проведенные занятия
для
установления
соответствия
содержания,
методов
и
средств
поставленным
целям
и
задачам,
интерпретировать и использовать в
работе полученные результаты для
коррекции собственной деятельности
Знания:
- технологии и методы, позволяющие
проводить коррекционно-развивающую
работу в условиях инклюзивного
образования;
- формы и методы взаимодействия с
родителями
или
законными
представителями,
как
субъектами
образовательного процесса;
- особенности воспитания музыкальной
культуры и развития музыкальных
способностей школьников в семье;
- методические основы диагностики
музыкального развития обучающихся.
ПК
2.4.
Выявлять Практический опыт:
музыкально одаренных освоения
и
применения
детей и оказывать им психологопедагогических технологий (в
педагогическую
том числе инклюзивных), необходимых
поддержку
для адресной работы с различными
контингентами обучающихся:
- одаренные дети, социально уязвимые
дети, дети, попавшие в трудные
жизненные ситуации, дети-мигранты,
дети-сироты,
дети
с
особыми
образовательными
потребностями
(аутисты, дети с синдромом дефицита
внимания и гиперактивностью и др.),
дети с ограниченными возможностями
здоровья, дети с девиациями поведения,
дети с зависимостью;
- наблюдения, анализа и самоанализа
уроков
музыки
и
досуговых
мероприятий, обсуждения их в диалоге
с
сокурсниками,
руководителем
педагогической практики, учителями,
разработки
предложений
по
совершенствованию и коррекции;
- ведения учебной документации;

14

Умения:
- использовать различные методы,
средства,
формы
организации
деятельности
обучающихся
при
проведении уроков и досуговых
мероприятий, строить их с учетом
возрастных
особенностей
обучающихся;
использовать
и
апробировать
специальные подходы к обучению в
целях включения в образовательный
процесс всех обучающихся, в том числе
с
особыми
потребностями
в
образовании:
обучающихся,
проявивших
выдающиеся способности;
- обучающихся, для которых русский
язык не является родным;
-обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья;
- проводить педагогическое наблюдение
за обучающимися на уроках и
досуговых мероприятиях;
устанавливать
педагогически
целесообразные взаимоотношения с
детьми и родителями (законными
представителями);
- взаимодействовать с участниками
образовательного
процесса
и
родителями
(законными
представителями)
по
вопросам
музыкального
образования
в
образовательных организациях;
- использовать ИКТ и технические
средства обучения в образовательном
процессе;
выявлять музыкально одаренных детей;
-анализировать
образовательные
потребности обучающихся в условиях
инклюзивного образования;
- осваивать и адекватно применять
специальные технологии и методы,
позволяющие проводить коррекционноразвивающую работу в условиях
инклюзивного образования;
осуществлять
самоанализ
и
самоконтроль при проведении уроков и
мероприятий;
Знания:
- психолого-педагогические основы
музыкального
образования
школьников;

15

ПК 2.5. Определять и
оценивать
результаты
обучения
музыке
и
музыкального
образования
обучающихся.

ПК 2.6. Анализировать
уроки
музыки
и
внеурочные музыкальные
мероприятия.

ПК
2.7
Вести
документацию,
обеспечивающую
процесс
музыкального
образования
в
общеобразовательном
учреждении.
Планировать
развитие
профессиональных
умений
обучающихся.
Создавать
педагогические условия
для формирования и
развития у обучающихся
самоконтроля
и
самооценки процесса и
результатов
освоения
основных
и

- педагогические условия формирования
музыкальной культуры школьника,
характеристику
музыкальных
способностей школьника и условия их
развития, психологические основы
развития индивидуальности и личности
в процессе музыкального образования,
механизмы
развития
мотивации
музыкальной деятельности
Практический опыт:
- определять и оценивать результаты
обучения музыке и музыкального
образования обучающихся
Умения:
- оценивать процесс и результаты
музыкальной
деятельности
обучающихся;
Знания:
системы
оценки
процесса
и
результатов музыкальной деятельности
обучающихся
Практический опыт:
- анализа планов проведения уроков
музыки и внеурочных музыкальных
мероприятий в общеобразовательных
организациях;
Умения:
анализировать
подготовку
и
проведение
уроков,
досуговых
мероприятий,
корректировать
и
совершенствовать их
Знания:
- модели самооценки по проведенному
занятию и анализа проведенных занятий
Практический опыт:
ведения
документации,
обеспечивающий процесс музыкального
образования в общеобразовательном
учреждении.
Умения:
- уметь заполнять электронный журнал
и
другую
документацию,
обеспечивающую
процесс
музыкального
образования
в
общеобразовательном учреждении
Знания:
- знать нормативные документы,
обеспечивающие процесс музыкального
образования в общеобразовательном
учреждении

16

Педагогическая
музыкальноисполнительская
деятельность

дополнительных
образовательных
программ
ПК
3.1.
Исполнять
инструментальные
произведения
педагогического
репертуара
разных
жанров;

Практический опыт:
исполнения
произведений
педагогического
репертуара
инструментального,
хорового
и
вокального жанров на уроках, занятиях,
досуговых мероприятиях;
Умения:
исполнять
инструментальные
произведения
педагогического
репертуара разных жанров, стилей,
форм;
использовать средства выразительности
и
технические
приемы,
соответствующие
разным
жанрам,
стилям, формам;
Знания:
основы
фортепианного
исполнительства:
различные приемы звукоизвлечения,
основные
принципы
фразировки,
педализации;
- средства художественного исполнения
инструментальных произведений;
- педагогический инструментальный
музыкальный
репертуар
для
обеспечения
образовательного
процесса;
- жанровые особенности вокальнохоровой и инструментальной музыки.
ПК 3.2. Управлять с Практический опыт:
использованием
управления
с
использованием
дирижерских
навыков дирижерских навыков детским хоровым
детским
хоровым коллективом;
коллективом
Умения:
- читать с листа разнообразный
вокально-хоровой репертуар и точно
интонировать хоровую партию;
- определять и грамотно объяснять
задачи исполнения;
- использовать различные технические и
художественные
приемы
хорового
дирижирования, дирижерские навыки
при управлении детским вокальнохоровым коллективом;
- проводить анализ и самоанализ
дирижерско-хоровой деятельности;
- применять методические приемы
вокально-хоровой работы;
- анализировать звучание песенно-

17

хоровой партитуры;
- анализировать музыкальный материал
и работать с песенным репертуаром
дошкольного и школьного возраста;
Знания:
основные
принципы
сольного
исполнительства,
основные
этапы
развития певческого голоса;
- специфику голосообразования в пении
и в речи;
стилистические
особенности
различных вокальных жанров;
- требования к охране и гигиене голоса;
- разносторонний по содержанию и
стилям вокально-хоровой репертуар;
- теоретические основы и методику
работы с хором;
- классификации певческих голосов и
необходимых
элементов
хоровой
звучности;
- основы хоровой культуры и
дирижерской техники;
методы
анализа
произведений
вокально-хорового жанра;
- методические основы работы над
детским песенным репертуаром;
- технические и художественные
приемы хорового дирижирования;
- методические приемы работы с хором;
основные
виды
(переложение,
аранжировку, обработку) и принципы
аранжировки
произведений
для
различных хоровых исполнительских
составов;
ПК 3.3. Аккомпанировать Практический опыт:
детскому
составу - аккомпанирования различным детским
исполнителей
составам исполнителей (солисту (певцу,
инструменталисту)
или
группе
исполнителей
(ансамблю,
хору),
ансамблю
(оркестру)
детских
музыкальных инструментов, различным
видам ритмических движений и
танцам);
Умения:
- исполнять произведения сольного и
хорового жанра для детской аудитории
с
сопровождением
и
без
сопровождения,
под
собственный
аккомпанемент;
- читать с листа при исполнении
инструментальных
произведений,
транспонировать, упрощать фактуру

18

ПК 3.4. Аранжировать
произведения
педагогического
репертуара
разных
жанров
с
учетом
исполнительских
возможностей
обучающихся

4.
Методическое
обеспечение
процесса
музыкального
образования.

ПК 4.1. Выбирать учебнометодический комплект и
разрабатывать
методические материалы
(рабочие
программы,
учебно-тематические
планы)
на
основе
федерального
государственного
образовательного
стандарта и примерных
программ с учетом типа

сопровождения, соединять ее с голосом,
хором;
- подбирать аккомпанемент по слуху;
- аккомпанировать голосу, хоровым
коллективам,
различным
видам
ритмических движений;
- исполнять вокальные произведения с
сопровождением, под собственный
аккомпанемент, без сопровождения;
Знания:
стилистические
особенности
различных вокальных жанров;
- разносторонний по содержанию и
стилям вокально-хоровой репертуар;
основы
фортепианного
исполнительства:
различные приемы звукоизвлечения,
основные
принципы
фразировки,
педализации;
- жанровые особенности вокальнохоровой и инструментальной музыки.
Практический опыт:
аранжировки
произведений
педагогического репертуара разных
жанров
для
детских
хоровых
коллективов разного состава;
Умения:
- анализировать звучание песеннохоровой партитуры;
- анализировать музыкальный материал
и работать с песенным репертуаром
дошкольного и школьного возраста;
Знания:
основные
виды
(переложение,
аранжировку, обработку) и принципы
аранжировки
произведений
для
различных хоровых исполнительских
составов;
Практический опыт:
- разработки методического материала
(рабочие
программы,
учебнотематические
планы)
на
основе
федерального
государственного
образовательного
стандарта
и
примерных программ с учетом типа
образовательной
организации,
особенностей возраста, группы/класса и
отдельных
воспитанников/обучающихся

19

образовательной
организации,
особенностей возраста,
группы/класса
и
отдельных
воспитанников/обучающ
ихся.

ПК 4.2 Создавать в
кабинете
предметноразвивающую среду

ПК
4.3
Систематизировать
и
оценивать
педагогический опыт и
образовательные
технологии в области
музыкального
образования на основе
изучения
профессиональной
литературы, самоанализа

Умения:
выбирать
учебно-методический
комплект и разрабатывать методические
материалы
(рабочие
программы,
учебно-тематические планы) на основе
федерального
государственного
образовательного
стандарта
и
примерных программ с учетом типа
образовательной
организации,
особенностей возраста, группы/класса и
отдельных
воспитанников/обучающихся
Знания:
- учебно-методические комплекты
(рабочие
программы,
учебнотематические
планы)
на
основе
федерального
государственного
образовательного стандарта
Практический опыт:
- создания в кабинете
музыки
предметно-развивающей среды
Умения:
- создавать в кабинете предметноразвивающую среду
Знания:
- теоретических подходов к созданию
предметно-развивающей среды уроков
музыки
Практический опыт:
- проводить самооценку и анализ
педагогического опыта в области
музыкального образования на основе
изучения
профессиональной
литературы
Умения:
- систематизировать и оценивать
педагогический
опыт
и
образовательные технологии в области
музыкального образования на основе
изучения
профессиональной
литературы, самоанализа и анализа

20

и анализа деятельности деятельности других педагогов
других педагогов
Знания:
- модели самоанализа и анализа
деятельности других педагогов
4.3. Личностные результаты
Личностные результаты
реализации программы воспитания
(дескрипторы)

Код личностных
результатов
реализации
программы
воспитания

Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
Проявляющий
активную
гражданскую
позицию,
демонстрирующий
приверженность
принципам
честности,
порядочности, открытости, экономически активный и участвующий
в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на
условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и
участвующий в деятельности общественных организаций
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам
гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод
граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям
представителей субкультур, отличающий их от групп с
деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий
неприятие и предупреждающий социально опасное поведение
окружающих
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда,
осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к
формированию в сетевой среде личностно и профессионального
конструктивного «цифрового следа»
Демонстрирующий
приверженность
к
родной
культуре,
исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу,
малой
родине,
принятию
традиционных
ценностей
многонационального народа России
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность
к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях
Осознающий приоритетную ценность личности человека;
уважающий собственную и чужую уникальность в различных
ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям
различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и
иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и
трансляции культурных традиций и ценностей многонационального
российского государства
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и

ЛР 1

ЛР 2

ЛР 3

ЛР 4

ЛР 5

ЛР 6
ЛР 7

ЛР 8

ЛР 9

21

безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо
преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных
веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую
устойчивость в ситуативно сложных или стремительно
меняющихся ситуациях
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
ЛР 10
безопасности, в том числе цифровой
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий
ЛР 11
основами эстетической культуры
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и
воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье,
ЛР 12
ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со
своими детьми и их финансового содержания
Личностные результаты
реализации программы воспитания,
определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности
Проявляющий ценностное отношение к культуре и искусству, к
ЛР 13
культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии
Демонстрирующий основы музыкальной культуры: русской и
мировой, родного края; проявляющий уважение к национальноЛР 14
культурным
и
педагогическим
традициям;
обладающий
художественным вкусом и исполнительской культурой музыканта
Демонстрирующий творческую профессиональную активность в
процессе музыкально-художественного творчества, проектной
ЛР 15
деятельности
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской
Федерации (в соответствии со Стратегией социально-экономического развития
Республики Бурятия на период до 2035 года)
Сопричастный в демографическом развитии человеческого
потенциала
в
Республике
Бурятия
(соблюдающий
и
пропагандирующий традиционные ценности семьи, семейного
образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций в
ЛР 16
семейных отношениях и семейном воспитании, оказание
содействия в реализации воспитательного и культурнообразовательного потенциала семьи)
Сопричастный
в
развитии
толерантности
человеческого
потенциала в Республике Бурятия (участвующий в сохранении и
приумножении духовного и культурного потенциала народов,
населяющих республику, на основе идей единства и дружбы
народов, культуры межнационального (межэтнического) общения в
соответствии с нормами морали и традициями народов Бурятии и
ЛР 17
России, формировании в обществе обстановки нетерпимости к
пропаганде и распространению идей экстремизма, ксенофобии,
национальной исключительности, направленных на подрыв
общественно-политической стабильности, национального мира и
согласия)
Сопричастный в развитии здравоохранения человеческого
ЛР 18
потенциала в Республике Бурятия (осознающий модели ведения

22

здорового образа жизни
по социально-демографическим
характеристикам населения республики, заботящийся об
улучшении здоровья людей, уровней их экологической,
общественной и биологической безопасности, увеличении
продолжительности активной жизни, создании условий и
формировании мотивации для ведения здорового образа жизни)
Сопричастный в развитии образования и науки человеческого
потенциала в Республике Бурятия (участвующий в формировании
комфортной безбарьерной образовательной среды, направленной на
выявление, поддержку и опережающее развитие потенциала
личности, ее общеобразовательных и профессиональных
компетенций, новых отраслей, инфраструктурных центров
экосреды, обеспечивающих кооперацию местных и внешних
партнеров, разработку и коммерциализацию инновационных
решений,
конкурентоспособных
на
мировом
уровне,
адаптированных к инновационным изменениям современной
экономики, организации профессиональной ориентации граждан в
целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства,
профессионального образования и обучения в соответствии с
потребностями регионального рынка труда, патриотического,
экологического и нравственного воспитания обучающихся на
основе духовно-нравственных ценностей и воспитательных
традиций народов Бурятии и России)
Сопричастный в развитии социальной защиты человеческого
потенциала в Республике Бурятия (участвующий в повышении
уровня и качества жизни населения путем развития и
совершенствования системы мер адресной социальной защиты и
поддержки обучающихся, в том числе с ОВЗ, временного
трудоустройства и самозанятости несовершеннолетних граждан в
возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных
граждан предпенсионного возраста, в том числе в рамках
профессионального
обучения
и
дополнительного
профессионального образования, безработных граждан в возрасте
от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений
среднего профессионального образования, ищущих работу
впервые, обеспечении доступного образования для детей и
молодежи с ОВЗ, создание условий для развития наставничества,
поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в
сфере добровольчества (волонтерства)
Сопричастный в развитии культуры человеческого потенциала в
Республике Бурятия (участвующий в укреплении российской
гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и
культурных ценностей народов, сохранении полиэтнической
культуры республики, сохранении и развитии национальных
языков, создании условий для дополнительного образования детей
и молодёжи в сфере культуры и реализация их творческого
потенциала)
Сопричастный в развитии физической культуры и спорта
человеческого потенциала в Республике Бурятия (участвующий в
создании условий для граждан республики вести здоровый образ
жизни, систематически заниматься физической культурой и
спортом, повышать уровень двигательной активности и физической

ЛР 19

ЛР 20

ЛР 21

ЛР 22

23

подготовленности, пропагандирующий развитие региональной
системы физкультурно-спортивного воспитания населения)
Сопричастный в развитии молодежной политики человеческого
потенциала в Республике Бурятия (участвующий в создании
условий для успешной социализации и развития молодого человека
и использования его потенциала в интересах развития республики,
развитии системы профессионального самоопределения молодежи,
вовлечении ее в социальную практику (предпринимательскую,
добровольческую, художественно-творческую, научную, научнотехническую и инновационную деятельность), поддерживающий
воспитание патриотических основ и гражданской ответственности
у молодых людей, пропагандирующий здоровьесберегающее
поведение, активную гражданскую позицию, повышение правовой
культуры и укрепление патриотического сознания молодежи, в том
числе через массовое развитие добровольческого движения
Сопричастный
в
развитии
общественной
безопасности
человеческого потенциала в Республике Бурятия (соблюдающий
систему защиты населения и территории республики от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и
обеспечение пожарной безопасности, участвующий в повышении
эффективности профилактики правонарушений, преступлений и
дорожно-транспортных происшествий, охраны общественного
порядка и обеспечения общественной безопасности

ЛР 23

ЛР 24

Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями
Проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами
ЛР 25
команды и сотрудничающий с другими людьми;
Осознанно
выполняющий
профессиональные
требования,
ответственный,
пунктуальный,
дисциплинированный,
ЛР 26
трудолюбивый;
Гармонично, разносторонне развитый, активно выражающий
отношение к текущим и перспективным изменениям в мире
ЛР 27
искусства, в том числе музыкального
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектами образовательного
процесса
Доброжелательный, эффективно взаимодействующий с другими
участниками образовательного процесса в колледже, людьми,
представителями различных культур, возрастов, лиц с
ЛР 28
ограниченными возможностями здоровья, проявляющий эмпатию и
умеющий конструктивно реагировать на критику
Развивающий творческие способности, способный генерировать
новые идеи для решения производственных задач, системно
креативно и критически мыслящий, активно познающий мир,
ЛР 29
самореализующийся в профессиональной и личностной сферах на
основе этических и эстетических идеалов.
Демонстрирующий развитые навыки устной, письменной и
цифровой деловой коммуникации, публичного выступления,
ЛР 30
соблюдения речевого и сетевого этикета, умеющий выражать свои
мысли различными способами на русском и родном языке.

24

Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех
сферах своей деятельности, готовый к исполнению разнообразных
социальных ролей, востребованных обществом и государством

ЛР 31

5. Контроль и оценка результатов освоения программы подготовки
специалистов среднего звена
Оценка качества освоения программы подготовки специалистов среднего звена
включает текущий контроль, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию
обучающихся.
5.1. Текущий контроль результатов подготовки студентов
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью обеспечения
оперативного управления учебной деятельностью, активизации самостоятельной работы
студентов. Формы и методы текущего контроля успеваемости определяются рабочими
программами учебных дисциплин, ПМ, контрольно-измерительными материалами по
учебным дисциплинам, комплектом контрольно-оценочных средств по ПМ, МДК в
составе профессионального модуля. Одним из элементов текущего контроля успеваемости
студентов очной формы обучения является межсессионный контроль, который
проводится один раз в семестр не позднее, чем за полтора месяца до конца семестра по
всем учебным дисциплинам, МДК в составе профессионального модуля учебного плана в
целях подведения итогов текущей успеваемости.
5.2. Промежуточная аттестация обучающихся
Промежуточная аттестация проводится с целью определения:
• соответствия уровня и качества подготовки студентов требованиям ФГОС СПО;
• полноты и прочности теоретических знаний по учебной дисциплине, МДК;
• готовности студентов применять полученные теоретические знания при решении
практических задач;
• готовности студента к выполнению видов профессиональной деятельности;
• сформированности у студентов общих и профессиональных компетенций.
Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности студента
за семестр. Основными формами промежуточной аттестации в колледже являются:
• экзамен по учебной дисциплине, МДК в составе ПМ;
• экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю;
• зачет по учебной дисциплине;
• дифференцированный зачет по учебной дисциплине, МДК в составе ПМ;
• курсовая работа.
Формы и порядок проведения промежуточной аттестации, периодичность
промежуточной аттестации определяется учебными планами, локальными-нормативными
актами колледжа.
В процессе промежуточной аттестации в каждом учебном году количество
экзаменов не превышает 8, количество зачетов, дифференцированных зачетов - 10. Зачеты
и дифференцированные зачеты проводятся за счет времени, отведенного на теоретическое
обучение.
Экзамены проводятся в дни, освобожденные от других форм учебной
нагрузки. При проведении 3-х экзаменов в период зимней сессии, 5-ти - в период летней
сессий, первый экзамен проводится в первый день сессии. Интервал между экзаменами
должен быть не менее 2-х дней.

25

Условием допуска к промежуточной аттестации по профессиональному модулю
является успешное освоение всех его элементов, включая МДК, учебную и
производственную практику.
В колледже создается, обновляется и дополняется фонд оценочных средств с
максимально приближенными программами текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной
деятельности.
5.3. Государственная итоговая аттестация выпускников
Государственная итоговая аттестация (далее - ГИА) включает подготовку и защиту
выпускной квалификационной работы (далее - ВКР), соответствующей по тематике
содержанию одного или нескольких профессиональных модулей. На подготовку ВКР
отводится 4 недели, на защиту - 2 недели.
Требования к содержанию, объему и структуре ВКР определены локальными нормативными актами колледжа: положением о государственной итоговой аттестации,
положением о ВКР, программой государственной итоговой аттестации по специальности
53.02.01 «Музыкальное образование». Государственный экзамен не предусмотрен.
6. Условия реализации программы подготовки специалистов среднего
звена
Колледжем разрабатывается и утверждается решением педагогического совета
ППССЗ, включающая в себя учебный план и примерные программы учебных дисциплин,
профессиональных модулей, с учетом потребностей регионального рынка труда.
Программа разрабатывается с учетом направленности на удовлетворение
потребностей рынка труда и работодателей, в программе конкретизированы конечные
результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого
практического опыта.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном
готовится выпускник, определяют
содержание образовательной
программы,
разработанной колледжем совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании программы ГБПОУ БРПК:
использует объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ППССЗ,
частично увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули
обязательной части, частично вводя новые дисциплины и модули в соответствии с
потребностями работодателей и спецификой деятельности;
ежегодно обновляет программу подготовки специалистов среднего звена (в части
состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных учебным заведением в
учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин и
профессиональных модулей, программ учебной и производственной практик,
методических
материалов,
обеспечивающих
реализацию
соответствующей
образовательной технологии) с учетом запросов работодателей, особенностей развития
региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках,
установленных федеральным государственным образовательным стандартом;
в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко
формулирует требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому
практическому опыту, знаниям и умениям;

26

обеспечивает эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с
совершенствованием управления ею со стороны преподавателей;
обеспечивает обучающимся возможность участвовать в формировании
индивидуальной образовательной программы;
формирует социокультурную среду, создавать условия, необходимые для
всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся,
способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса,
включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе
общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
предусматривает в целях реализации компетентностного подхода использование в
образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий
(компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций,
психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной
работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций
обучающихся.
При реализации программы, обучающиеся имеют академические права и
обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации». Максимальный объем учебной нагрузки
обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной
и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППССЗ. Максимальный
объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет
36 академических часов в неделю. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в
год при заочной форме получения образования составляет 160 академических часов.
Общий объем каникулярного времени в учебном году составляет 8-11 недель, в том числе
не менее двух недель в зимний период.
Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной работы
по дисциплине (дисциплинам) профессионального цикла и (или) профессиональному
модулю (модулям) профессионального цикла и реализуется в пределах времени,
отведенного на ее (их) изучение.
При реализации программы в соответствии с п. 29 приказа Минобрнауки России от
14.06.2013 № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
образовательным
программам
среднего
профессионального образования», исходя из специфики реализации специальности
53.02.01 «Музыкальное образование», ГБПОУ БРПК планирует к проведению учебных
занятий с обучающимися с разделением группы на подгруппы и отдельными
обучающимися по отдельным дисциплинам и МДК профессионального цикла согласно
таблице 3.
-

Обучение осуществляется с группами обучающихся уменьшенной численности и
объем нагрузки определяется исходя из расчета 2 обучающих на 1 академический час (в
случае нечетного количества обучающихся у преподавателя, на оставшегося студента
планируется 1 академический час).
Таблица 3
Наименование дисциплин,
МДК

Объем
нагрузки

Сроки
обучения

Примечание

27

(час. в нед.)

(семестр)

БД.01 Иностранный язык

3

1,2

ПОО.01 Информатика

2

1,2

ОГСЭ.04 Иностранный
язык

в соотв. с
учебным
планом

ЕН.01 Информатика и
информационнокоммуникационные
технологии в
профессиональной
деятельности

2

ОП.06 Элементарная
теория музыки и гармония
ОП.08 Сольфеджио
ОП.11 Музыкальная
грамота

в соотв. с
учебным
планом

1

из расчета разделения учебной
3,4,5,6, 7,8 группы на 2 подгруппы (в случае
если в учебной группе количество
обучающихся составляет не более
15 чел., то группа не разделяется на
подгруппы)
3,4

из расчета разделения учебной
группы на 2 подгруппы (в случае
если в учебной группе количество
1,2,3,4,5,6,
обучающихся составляет не более
7,8
15 чел., то группа не разделяется на
1,2
подгруппы)
3,4,5,6,7

ОП.13 Музыкальный
инструмент

3

1,2

ОП.14 Постановка голоса

1

1,2

ОП.15 Дирижирование

1

1,2

МДК.03.01 Вокальный
класс

1

3,4,5,6,7,8

МДК.03.02 Хоровой класс
и управление хором

в соотв. с
учебным
планом

3,4,5,6,7,8

из расчета 2 часа – индивидуальное
обучение на музыкальных
инструментах (фортепиано,
аккордеон, баян), 1 час групповое занятие (на освоение
основ исполнительского
мастерства)

из расчета 2 чел. на 1 час (в случае
нечетного количества
обучающихся у преподавателя, на
оставшегося студента планируется
1 час)

из расчета 2 чел. на 1 час (в случае
нечетного количества
обучающихся у преподавателя, на
оставшегося студента планируется
1 час).
Оставшийся объем часов
предусматривается на
осуществление работы с мужским и

28

женскими хорами
из расчета 2 часа – индивидуальное
обучение на основном
музыкальном инструменте
(фортепиано). Оставшийся объем
3,4,5,6,7,8
часов предусматривается на
учебное занятие в группе (на
освоение основ исполнительского
мастерства)

МДК.03.03 Музыкальноинструментальный класс

МДК.03.04 Практические
основы игры на
дополнительных
музыкальных
инструментах

1

3,4,5,6,7,8

из расчета 2 чел. на 1 час для
обучения на дополнительных
музыкальных инструментах
(аккордеон, баян, саксофон,
гитара). В случае нечетного
количества обучающихся у
преподавателя, на оставшегося
студента планируется 1 час),
групповых занятий нет

При реализации программы, исходя из специфики реализации специальности
53.02.01 «Музыкальное образование», ГБПОУ БРПК планирует работу концертмейстеров
из расчета 100 процентов, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия по
отдельным дисциплинам и МДК профессионального цикла согласно таблице 4.
Таблица 4
Наименование дисциплин, МДК

Объем
нагрузки
(час. в нед.)

ОП.14 Постановка голоса
ОП.15 Дирижирование
ОП.12 Хоровой класс
МДК.03.02 Хоровой класс и
управление хором

Сроки
обучения
(семестр)

Примечание

1,2
в соотв. с
учебным
планом

1,2
1,2
3,4,5,6,7,8

исходя из установленного
тарификацией объема
времени преподавателям,
согласно расчету
таблицы 3

В период обучения с юношами проводятся учебные сборы.
В соответствии с ФГОС СПО практика является обязательным разделом ППССЗ.
При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практики: учебная и
производственная.
Учебная и производственная практики (по профилю специальности) проводятся
образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций

29

в рамках профессиональных модулей и реализуются как концентрированно в несколько
периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках
профессиональных модулей. Производственная практика состоит из двух этапов:
практика по профилю специальности и преддипломная.
Преддипломная практика направлена на углубление студентом первоначального
профессионального опыта, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку
готовности к самостоятельной трудовой деятельности и подготовку к выполнению
выпускной квалификационной работы. Продолжительность преддипломной практики
составляет 4 недели, практика проводится концентрированно по окончании
теоретического обучения и промежуточной аттестации 7 семестра. Практика завершается
дифференцированным зачетом.
С базами практики у колледжа заключены договоры о сотрудничестве. Имеющиеся
базы практики обеспечивают возможность прохождения практики всеми студентами в
соответствии с учебным планом.
Реализация программы подготовки специалистов среднего звена обеспечивается
педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях
соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей,
отвечающих за освоение обучающимися дисциплин и модулей профессионального цикла.
Программа подготовки специалистов среднего звена обеспечивается учебнометодической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и
профессиональным модулям.
Внеаудиторная работа сопровождается методическим обеспечением и
обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППССЗ обеспечивается доступом каждого обучающегося к базам
данных
и
библиотечным
фондам,
формируемым
по
полному
перечню
дисциплин(модулей) в соответствии с ФГОС.
Во время самостоятельной подготовки обучающиеся обеспечены доступом к сети
Интернет. Каждый обучающийся обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или
электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла и одним учебнометодическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному
курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями
основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной
за последние 5 лет. Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, включает
официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2
экземпляра на каждые 100 обучающихся. Каждому обучающемуся обеспечен доступ к
комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 5 наименований
отечественных журналов.
Колледж располагает материально-технической базой, обеспечивающей
проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной,
междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных
учебным планом данной специальности.
Материально-техническая база соответствует действующим санитарным и
противопожарным нормам.

30

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений для
подготовки по специальности СПО 53.02.01 «Музыкальное образование»:
Кабинеты:
гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
иностранного языка;
педагогики и психологии;
музыкально-теоретических дисциплин;
методики музыкального образования;
оркестровых занятий;
индивидуальных занятий музыкой.
Лаборатории:
информатики и информационно-коммуникационных технологий.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для
стрельбы.
Залы:
актовый зал;
зал ритмики и хореографии;
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.
7. Содержание и организация образовательного процесса при реализации
ППССЗ по специальности
7.1. План учебного процесса
Учебный план ГБПОУ БРПК разработан на основе Федерального государственного
образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
13.08.2014 № 993, приказа Министерства образования и науки РФ от 29.10.2013 № 1199
«Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального
образования.
Учебный план определяет объемные параметры учебной нагрузки в целом, по
годам обучения и по семестрам. Перечень учебных дисциплин, профессиональных
модулей и их составных элементов (междисциплинарных курсов, учебной и
производственной практик). Последовательность изучения учебных дисциплин и
профессиональных модулей. Виды учебных занятий, распределение различных форм
промежуточной аттестации по годам обучения и семестрам. Распределение по семестрам
и объемные показатели подготовки и проведения государственной (итоговой аттестации).
Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности
предусматривает изучение следующих учебных циклов: общеобразовательная подготовка,
общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл, математический и
общий естественнонаучный учебный цикл, профессиональный учебный цикл,
профессиональные модули.

31

Обязательная часть программы подготовки специалистов среднего звена составляет
69,89% от общего объема времени, отведенного на освоение, что и предусмотрено
базовым учебным планом.
Максимальный объем учебной нагрузки составляет 7164 часов, в т.ч. 2106 ч. общеобразовательная подготовка, что не превышает установленный ФГОС объем
недельной максимальной нагрузки - 54 ч. Аудиторная нагрузка не превышает 36 часов в
неделю.
Дисциплина «Физическая культура» предусматривает еженедельно 2 часа
обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной учебной нагрузки (за счет
различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
Консультации для студентов предусматриваются образовательным учреждением в
объеме 4 часа на каждого обучающегося на учебный год, в том числе, в период
реализации среднего общего образования. Форма проведения консультаций,
предусмотренных учебным планом - групповые и индивидуальные.
При составлении графика учебного процесса учебное заведение руководствуется
тем, что начало учебных занятий устанавливается с 1 сентября, окончание обучения - 30
июня. Продолжительность каникул составляет 2 недели в зимний период.
Продолжительность и виды практик планируется в соответствии с ФГОС СПО.
Общеобразовательный учебный цикл программы
подготовки специалистов
среднего звена формируется в соответствии с Рекомендациями по организации получения
среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом
требования ФГОС и получаемой профессии или специальности СПО, направленные
Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
от 17 марта 2015 г за №06-259, Уточнениями к вышеуказанным рекомендациям ФИРО
от 25 мая 2017 г., Приложением 4 к Информационно-методическому письму об
актуальных вопросах модернизации среднего профессионального образования ФГАУ
«ФИРО» от 11 октября 2017 г. за № 01-00-05/925. Реализация среднего общего
образования соответствует гуманитарному профилю общеобразовательной подготовки.
Срок реализации ФГОС среднего общего образования в пределах программы
подготовки специалистов среднего звена составляет 39 недель. С учетом этого срок
обучения по основной профессиональной образовательной программе СПО увеличивается
на 52 недели, в том числе: 39 недель - теоретическое обучение, 2 недели - промежуточная
аттестация, 11 недель - каникулы.
Учебное время, отведенное на теоретическое обучения – 1404 часа распределено на
учебные дисциплины общеобразовательного цикла – общие, по выбору образовательной
организации из обязательных предметных областей и дополнительные по выбору
обучающегося.
По выбору образовательной организации в учебный план включены следующие
дисциплины:
Обществознание,
Информатика,
Естествознание.
В
качестве
дополнительных дисциплин по выбору обучающегося включены дисциплины: Родной
язык, Бурятский язык как государственный, Музыка Бурятии.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение первого курса в
рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом на дисциплину
«Индивидуальный проект», и должен быть представлен в виде завершённого учебного
исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального,

32

прикладного,
инновационного,
конструкторского,
инженерного.
Выполняется
индивидуальный проект обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя
по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов,
курсов в любой избранной области деятельности. На самостоятельную внеаудиторную
работу отведено 50% учебного времени от обязательной аудиторной нагрузки.
Учебные дисциплины общеобразовательного цикла реализуются в основном на 1
курсе, за исключением дисциплин Астрономия, История и Обществознание, которые
изучаются во втором семестре. Данный подход позволяет уже на первом курсе включить
дисциплины профессиональной подготовки: «Сольфеджио», «Музыкальная грамота»,
«Хоровой класс», «Музыкальный инструмент», «Постановка голоса», «Дирижирование».
Промежуточная аттестация по общеобразовательному циклу проводится в форме
дифференцированных зачетов и экзаменов: дифференцированные зачеты – за счет
времени, отведенного на соответствующую общеобразовательную дисциплину, экзамены
– за счет времени, выделенного ФГОС СПО по специальности. Экзамены проводятся по
учебным дисциплинам «Русский язык», «Математика», «История», по другим –
дифференцированный зачет.
Общеобразовательная подготовка в рамках реализации ППССЗ специальности
«музыкальное образование», осуществляется в соответствии с «Рекомендациями по
организации
получения
среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного
общего образования
с учетом требований
федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования» (письмо Минобрнауки России от 17.03.2015 г. № 06259), определяющих профили получаемого профессионального образования, базовые и
профильные общеобразовательные дисциплины и их объемные параметры, а также
рекомендуемое распределение специальностей среднего профессионального образования
по профилям получаемого профессионального образования.
По учебному циклу общегуманитарных и социально-экономических дисциплин
введена дисциплина «Русский язык и культура речи» на которую выделено макс - 34 ч, а
обяз. - 24 ч., содержание которой направлено на освоение такой компетенции как ОК 6.
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и
социальными партнерами, ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся,
организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за
качество образовательного процесса.
Практика как вид учебных занятий проводится концентрированно и
рассредоточено в соответствии с «Положением о практической подготовке обучающихся
ГБПОУ «Бурятский республиканский педагогический колледж» и графику учебного
процесса в общем объеме 16 недель. Преддипломная практика проводится
концентрированно в течение 4 недель в начале 8-го семестра.
7.1.1. Формирование вариативной части программы
Время, отведенное на вариативную часть ФГОС, в объеме 1008 часов. Вариативная
часть составляет 30,11% и распределена по каждому учебному циклу плана (за
исключением общеобразовательной подготовки) путем увеличения объема времени,
отведенного на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые
дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой
деятельности образовательной организации.

33

1. На цикл ОГСЭ, из них на введение учебной дисциплины «Русский язык и
культура речи» для содействия в совершенствовании коммуникативной компетентности –
24 ч.
На увеличение количества часов обязательных дисциплин общегуманитарного и
социально-экономического цикла выделено максимальной нагрузки – 34 ч., обязательной
- 8 ч.
2. На увеличение количества часов обязательных дисциплин математического и
общего естественнонаучного цикла выделено максимальной нагрузки – 0 ч., обязательной
– 2 ч.
3. На профессиональный учебный цикл 974 ч., в том числе:
3.1. На введение общепрофессиональных дисциплин (всего 575 ч.):
- ОП.11 Музыкальная грамота (всего 39 ч.);
- ОП.12 Хоровой класс (всего 117 ч.);
- ОП.13 Музыкальный инструмент (всего 117 ч.);
- ОП.14 Постановка голоса (всего 39 ч.);
- ОП.15 Дирижирование (всего 39 ч.);
- ОП.16 Основы учебно-исследовательской деятельности (всего 50 ч.);
- ОП.17 Основы педагогического мастерства (всего 28 ч.);
- ОП.18 Основы предпринимательства и управления в образовании (всего 24 ч.).
На увеличение количества часов обязательных общепрофессиональных дисциплин
профессионального цикла выделено максимальной нагрузки – 221 ч., обязательной – 122
ч.
3.2. На введение междисциплинарных курсов и практик в профессиональных
модулях (всего 399 ч.):
- МДК.02.02 Методические основы организации внеурочных музыкальных занятий в
общеобразовательных организациях (всего 42 ч.);
- МДК.02.03 Нормативно-правовые и методические основы организации летнего отдыха
детей (всего 28 ч.);
- МДК.03.04 Практические основы игры на дополнительных музыкальных инструментах
(всего 95 ч.);
- МДК.05.01 Теоретические и методические основы организации деятельности школьных
музыкальных
объединений
(национальные
музыкальные
инструменты,
электромузыкальные инструменты, детский театр) (всего 42 ч.);
- МДК.05.02 Основы игры на электромузыкальных инструментах с практикумом (всего 60
ч.);
- МДК.05.03 Теоретические и практические основы компьютерных технологий в
музыкальном образовании (всего 48 ч.);
- МДК.05.04 Теоретические и методические основы работы со школьным хором (всего 24
ч.);
- УП.05.01 Наблюдение занятий музыкальных объединений в ОУ (всего 6 ч.);
- ПП.05.01 Пробные занятия в музыкальных объединениях ОУ (всего 30 ч.).
На увеличение количества часов обязательных междисциплинарных курсов
профессионального цикла выделено максимальной нагрузки – 24 ч., обязательной – 24 ч.

34

7.4. Рабочая программа воспитания
7. 4.1. Цели и задачи воспитания обучающихся при освоении ими образовательной
программы:
Цель рабочей программы воспитания – личностное развитие обучающихся и их
социализация, проявляющиеся в развитии их позитивных отношений к общественным
ценностям, приобретении опыта поведения и применения сформированных общих
компетенций специалистов среднего звена на практике.
Задачи:
– формирование единого воспитательного пространства, создающего равные
условия для развития обучающихся профессиональной образовательной организации;
– организация всех видов деятельности, вовлекающей обучающихся в
общественно-ценностные социализирующие отношения;
– формирование у обучающиеся профессиональной образовательной организации
общих ценностей, моральных и нравственных ориентиров, необходимых для устойчивого
развития государства;
– усиление воспитательного воздействия благодаря непрерывности процесса
воспитания.
7.4.2. Рабочая программа воспитания представлена в приложении 6.
7.5. Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы представлен в приложении 7.

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».