Методуголок студентам: что включает в себя программа ГИА в СПО?

09.09.2019

Информационные технологии меняют требования к рабочим кадрам. Там, где раньше нужен был рабочий, который выполняет простые производственные задачи, теперь нужен специалист, умеющий обращаться с новыми технологиями. Подготовка таких кадров – обязанность среднего профессионального образования.

Оценить, насколько хорошо справляется СПО с этой задачей, позволяет государственная итоговая аттестация, которая определяет уровень сформированности компетенций студента.

Программа ГИА включает в себя: паспорт программы; структура и содержание; условия реализации; контроль и оценка результатов.

Паспорт программы

В паспорте программы указывается область применения программы ГИА, цели и задачи, количество отводимых часов по учебному плану и ФГОС СПО.

Например, для программы ГИА по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» областью применения будет программа подготовки по этой специальности, целью – установление соответствия степени сформированности общих и профессиональных компетенций ФГОС СПО по специальности 08.02.01, время на подготовку и проведение –6 недель.

Структура и содержание

Для каждой специальности во ФГОС прописан вариант государственной итоговой аттестации.

Существует 2 формы ГИА:

– защита ВКР (выпускная квалификационная работа);

– проведение ДЭ (демонстрационный экзамен).

Демонстрационный экзамен проводится обязательно, если на это есть указание во ФГОС по конкретной профессии или специальности СПО. Например, во ФГОС по профессии 08.01.09 «Слесарь по строительно-монтажным работам» прописано, что ГИА проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы в виде демонстрационного экзамена. ГИА в виде демонстрационного экзамена внедряется постепенно по мере актуализации ФГОС.

Часть профессионального цикла образовательной программы, выделяемого на проведение практик, определяется образовательной организацией в объёме не менее 25% от профессионального цикла образовательной программы.

2.8. Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы в виде демонстрационного экзамена (разрядка наша – НМО БРПК).

Образовательное учреждение вправе самостоятельно устанавливать требования к содержанию, объёму и структуре ВКР на основании порядка проведения ГИА выпускников по программам СПО.

Защита ВКР

Студент самостоятельно выбирает тему, но она должна соответствовать его специальности и затрагивать один из образовательных модулей. Для проведения исследовательской работы студенту назначается научный руководитель.

ВКР способствует систематизации и закреплению знаний и направлена на определение уровня готовности выпускника к дальнейшей трудовой деятельности. Демонстрационный экзамен может быть включён в ВКР по желанию образовательного учреждения.

Проведение демонстрационного экзамена

Демонстрационный экзамен – воспроизведение рабочего процесса, в ходе которого студент выполняет определённые трудовые действия, показывая владение компетенциями в рамках одного или нескольких видов профессиональной деятельности. ДЭ проводится по стандартам WSR (WorldSkills Russia).

Преимущества демонстрационного экзамена:

– Сотрудничество с работодателями. Студенты, демонстрируя практические профессиональные навыки, могут получить в перспективе рабочее место. Также работодатель может начать сотрудничество с учреждением СПО, в том числе забирать студентов на практики.

– Оценка работы педагогического состава. Если на демонстрационном экзамене студенты показывают низкий уровень профессиональных навыков, возникает вопрос, качественно ли работают преподаватели?

– Определение уровня компетентности студента. Можно оценить не только сам продукт и его качество, но и процесс его изготовления: последовательность действий, соблюдение технологии и техники безопасности, правильность использования материалов.

– Минимальная вероятность «обмана» со стороны студента. При оценке ВКР сложно оценить настоящие профессиональные навыки студента, ведь в качестве результата своей работы он может продемонстрировать чужой труд. В случае демонстрационного экзамена такое невозможно, ведь комиссия вживую наблюдает за работой студента. Также с места проведения экзамена ведётся прямая трансляция.

Недостатки демонстрационного экзамена:

– Сложность разработки пакетов заданий. Необходимо продумывать комплексные задания, в которых студент может проявить разные варианты компетенции. ДЭ мало подходит для социальных специальностей, например, педагогов.

– Требуется хорошая материально-техническая база, которая соответствует инфраструктурным листам WSR, на что у многих образовательных учреждений не всегда хватает средств.

Что нужно для проведения демонстрационного экзамена?

Разработать задания

Они составляются на основе профстандартов и с учётом оценочных материалов WorldSkills Russia. Некоторые считают, что должно быть полное совпадение с WSR, другие – что нужно лишь частичное заимствование.Хочу такой сайт

Алла Аркадьевна Факторович, заместитель генерального директора АНО «Национальное агентство развития квалификаций», говорила по этому поводу, что контрольно-измерительные материалы WorldSkills должны быть адаптированы для ГИА. Иначе будет несоответствие в том, чему студентов готовили, и по каким материалам их подготовленность проверялась.

Задание экзамена формируется исходя из реальных требований к профессии. Например, сантехнику надо установить трубы или смеситель, мебельщику – изготовить стул. На 2 смежные квалификации создаётся одно комплексное задание.

Примеры пакетов заданий можно посмотреть на сайтах WSR и ФУМО СПО (федеральное учебно-методическое объединение в системе среднего профессионального образования).

Создание материально-технической базы

Проведение государственной итоговой аттестации в СПО в форме демонстрационного экзамена невозможно без статуса ЦПДЭ (центр проведения демонстрационного экзамена). Статус получается на год и подкрепляется аттестатом. Чтобы его получить, надо соответствовать требованиям к материально-технической базе WSR. На сайте WSR на каждый блок компетенции имеется инфраструктурный лист с перечнем необходимого оборудования, мебели и т.п. Финансирование на обновление материально-технической базы можно получить с помощью внебюджетных источников: 1. Добровольные пожертвования и помощь. 2. Субсидии и гранты от государства. 3. Государственно-частное партнёрство.

Подготовка контрольно-измерительных материалов

Всё, что нужно эксперту, чтобы оценить качество выполнения работы: критерии, показатели, экспертные и диагностические листы.

Определение экспертов

Во главе экспертной группы экзамена должен быть сертифицированный специалист по стандартам WSR. С учётом мнения этого специалиста происходит отбор в экспертную группу. В комиссию могут входить представители социальных партнёров – работодатели.

Условия реализации ГИА

В этом разделе указываются требования к минимальному материально-технического оснащению, информационно-методическому обеспечению, а также прописываются требования кадровому обеспечению ГИА.

Оценка результатов

Результаты определяются оценками: «отлично»; «хорошо»; «удовлетворительно»; «неудовлетворительно».

Если критерии оценки задания ДЭ разрабатывались по шаблону CIS, то рекомендуется перевести баллы в оценки, названные выше. Максимальное количество баллов за задание принимается за 100 %. Результаты переводятся в оценку по пятибалльной школе исходя из того, насколько полно и качественно выполнено задание.

Сумма максимальных баллов по модулям: «2» (неудовлетворительно) – 0-19,99 %; «3» (удовлетворительно) – 20-39,99 %; «4» (хорошо) – 40-69,99 %; «5» (отлично) – 70-100 %.

Сроки проведения ГИА

Длительность проведения государственной итоговой аттестации по программам СПО определяется ФГОС. Например, во ФГОС СПО профессии 08.01.09 «Слесарь по строительно-монтажным работам» на ГИА выделяется 72 часа, соответственно, в них включено проведение демонстрационного экзамена.

О требованиях и критериях оценок к ГИА студентов уведомляют за полгода до экзаменов.

Нормативная база ГИА в СПО

Документы для ознакомления с требованиями к ГИА в СПО:

Распоряжение Правительства РФ от 03 марта 2015 года № 349-р;

Паспорт приоритетного проекта «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учётом современных стандартов и передовых технологий;

Приказ Минобрнауки РФ от 16 августа 2013 года № 968.


Источник academy-prof.ru

Просмотров всего: , сегодня:

Рейтинг: . Оценили: .

Дата создания: 10.09.2019

Дата обновления: 10.09.2019

Дата публикации: 09.09.2019

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».