История развития колледжа
01.09.2021
ИСТОРИЯ
КОЛЛЕДЖА – ИСТОРИЯ ТВОЕГО УСПЕХА
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение «Бурятский республиканский педагогический колледж» –
одно из старейших образовательных организаций Республики Бурятия. Учебное
заведение за свою почти вековую историю своего развития сыграло значительную
роль в становлении системы профессионального образования, подготовке
педагогических кадров для общеобразовательных организаций и учреждений
дополнительного образования республики.
1904 –
1924 гг.
1. Верхнеудинская
(Фроловская) второклассная церковно-приходская учительская школа
Предысторией создания
учебного заведения стало открытие 17
октября 1904 г. на средства верхнеудинского почётного гражданина Петра
Аввакумовича Фролова второклассной церковно-приходской учительской школы,
названной в 1904 г. «Фроловской» («…Верхнеудинской
второклассной церковной школѣ, построенной на средства извѣстнаго
благотворителя П.А. Фролова за рѣкой Удой, нынѣ съ разрѣшенія Св. Синода,
присваивается наименованіе «Фроловской». Денежный капиталъ, употребленный г.
Фроловымъ на эту школу, равняется 23,000 рублей», ЗЕВ, 1904, №22-23, с.
338-339).
Учительская школа была
рассчитана на 30 мальчиков и девочек. Занятия начались в 1904-1905 учебном году, в 1906
г. контингент учащихся составлял 31 чел. (младшее отделение – 10 учеников,
среднее отделение – 8 учеников, старшее отделение – 13 учеников), в 1907 г. состоялся первый выпуск 7
учителей школы грамоты.
Учителями Фроловской
второклассной учительской школы в 1904 г. были Алексей и Анна Преловские
(«ЗЕВ», 1904, № 6, с. 49).
С 7 августа 1907 г. учителем
Верхнеудинской Фроловской двухклассной школы по совместительству работал Иоанн
Михайлов Этагоров, священник из числа бурят, служивший в то время в
Верхнеудинской Богородице-Скорбященской (тюремной) церкви.
В 1910 г. при Фроловской
школе учителями были Африкан Николаев Пляскин, Петр Аникит. Васильев и Никанор
Георг. Кропачев. Попечителем школы являлся мещанин Фил. Вас. Машанов (ПКЗО,
1911, с. 94).
При Фроловской школе в 1910
г. были приписаны – образцовая одноклассная школа, где учителем был Арефа Мих.
Ерилов и Заудинская женская, где учительницей была Евдокия Иван. Перфильева
(ПКЗО, 1911, с.94), награждённая 6
декабря 1912 г. золотой медалью на Аннинской ленте («ЗЕВ», 1913, №№ 8-9,
с.33).
2. Верхнеудинская
учительская семинария (1917-1920)
В 1913 г. Верхнеудинская городская дума возбудила ходатайство об
открытии в г. Верхнеудинске учительской семинарии, мотивируя, что «одной
учительской семинарии, находящейся в Чите, слишком недостаточно для
обслуживания целой области» (ГАИО, ф. 63, оп. 1, д. 732, св. 64, л. 49). После
длительной переписки по этому вопросу Государственным комитетом при
Министерстве народного просвещения Российской империи 5 сентября 1916 г. приято решение о создании в Верхнеудинске
учительской семинарии. И уже 27 октября 1917
г., в период создания в соответствии с решением I Всебурятского съезда 25 апреля 1917 года Бурят-Монголии
(Буряад-Монгол улас) – национального буферного государства бурят 1917-1920 гг.,
был окончательно разрешён вопрос об открытии семинарии.
Первоначально семинария
разместилась в помещениях Верхнеудинского высшего начального училища (до 1896
г. – уездное училище, до 1914 г. – городское училище), которое согласилось
предоставить на первый год работы учебные площади и оборудования классов на
основании протокола №16 заседания педагогического совета Верхнеудинского 1-го
высшего начального училища от 28 октября
1917 г. (ГАИО. Ф 63. Оп. ОЦ. Д. 58. Л. 16-17 об.).
Официальное открытие
семинарии откладывалось до прибытия в Верхнеудинск будущего её директора Ивана Яковлевича Радецкого, выпускника
Волынской учительской семинарии и Киевской духовной академии, который большую
часть жизни прожил в Житомире, занимал должность инспектора народных училищ
Волынской губернии, затем и инспектора народных училищ 3-го района Терской области.
Предварительные работы по
устройству семинарии взял на себя классный наставник В.И. Зедгенизев, под руководством которого были подготовлены
помещения, проведены приёмные испытания и решены все основные организационные
вопросы. Занятия шли в вечернее время. Первый набор состоял из двух классов –
первого и подготовительного.
И.Я. Радецкий приступил к обязанностям директора
26 ноября (по другим данным 28 ноября, в
день официального открытия семинарии, ф. 482, д. 21) 1917 г. И уже с 1 декабря (по другим данным 3 декабря) 1917
года семинария смогла начать полноценную учебную работу, разместилась в 2
верстах от города в здании бывшей Фроловской второклассной церковно-учительской
школы. В семинарии действовал пансион, была создана учебно-методическая база,
сформирован педагогический коллектив. В учебную программу впервые был включен
курс краеведения. Обучение бесплатное, тип семинарии смешанный. Имела 5 десятин
земли, пасеку.
В первый год поступило 29
человек. Со всех учащихся была взята подписка об отработке 4 лет в школах Забайкальской
губернии по окончании семинарии.
В период ДВР первоначально
деятельность семинарии не претерпела изменений и была ориентирована на развитие
демократических принципов. Следует обратить внимание, что к 1921 г. в России уже
произошло повсеместное внедрение советской педагогической системы, учительские
семинарии были реорганизованы в 1919 г. в педкурсы.
Педагогическое образование в
Забайкальской области в связи со сложной политической ситуацией имело другую
модель развития, заложенную Временным правительством. Но уже в январе 1921 г.
все забайкальские учительские семинарии были реорганизованы в педагогические
курсы. Реорганизация сопровождалась не только сменой названия, но и внедрением
новых программ и методик, принятых в Советской России.
И.Я. Радецкий занимал должность директора вплоть
до преобразования семинарии в 1921 г. в 3-годичные педагогические курсы.
«Семинарский» период стал
важной вехой в истории педагогического образования.
3. Верхнеудинские
педагогические курсы (1920-1924)
Решая проблему быстрой
подготовки учителей школы I ступени, Наркомпрос РСФСР был вынужден организовать
и педагогические курсы. В докладе о работе Отдела подготовки учителей с июля
1918 года по июль 1920 года подчёркивалось, что все учительские семинарии
преобразованы в трёхгодичные педагогические курсы. К концу 1921 года сеть
педагогического образования, кроме постоянных учебных заведений, включала также
разнообразные курсы продолжительностью от 6 месяцев до 2 лет.
Педагогические курсы ставили
своей целью подготовку учителей из лиц, окончивших до 1917 г. средние и высшие
учебные заведения. Организация педагогических курсов была временной мерой. Она
должна была помочь Наркомпросу РСФСР и его органам на местах удовлетворить
острейшую потребность в учителях. Отдел подготовки учителей при Наркомпросе
издал «Положение о временных годичных курсах для подготовки учителей для единой
трудовой школы».
Одногодичные педагогические
курсы имели цель дать ускоренную теоретическую и практическую подготовку к
преподавательской деятельности. Составители учебного плана отмечали,
что центр тяжести преподавания должен лежать в педагогических дисциплинах
и практике. Для более быстрой и качественной подготовки учителя школы I ступени
Отделом подготовки учителей при Наркомпросе РСФСР предпринимались экстренные
меры, и на основании «Устава педагогических курсов для подготовки учителя школы
I ступени», кроме одногодичных и двухгодичных педкурсов, были созданы
специальные педагогические курсы, которые готовили только учителя школы I
ступени.
В Верхнеудинске осенью 1920 г. на основании постановления Наркомпроса
РСФСР от 9 июля 1919 г. вместо
семинарии были открыты двухгодичные педагогические курсы для подготовки
школьных работников I ступени единой трудовой школы.
Верхнеудинские
педагогические курсы в январе 1921 г. на основании приказа Наркомпроса
РСФСР «Положение о трёхгодичных курсах для подготовки учителей школ I ступени»
преобразованы в трёхгодичные педагогические курсы для подготовки учителей для
русских школ I ступени (для детей 8-13 лет), позднее и в Прибайкальские
четырёхгодичные педагогические курсы.
1924 –
2023 гг.
1. Верхнеудинский период
(1920-е гг.)
Свою официальную историю
учебное заведение ведёт с 1 января 1924 г.
Основанием создания Верхнеудинского
(русского) педтехникума в текущем 1923-1924 учебном году стало решение
заседания №3 коллегии Народного Комиссариата по просвещению (Наркомпрос) БМАССР
от 29 сентября 1923 г. под
председательством А.Г. Бажина.
Педагогический коллектив
Прибайкальских четырёхгодичных педагогических курсов во главе с заведующим
курсов Владимиром Михайловичем Шараповым
на заседании от 22 декабря 1923 г.
принял решение «о преобразовании Прибайкальских педкурсов в Педтехникум».
Коллегия Наркомпроса БМАССР
на заседании от 12 января 1924 г.
приняла решение рекомендовать Совету Народных Комиссаров (СНК) БМАССР
реорганизовать Педкурсы в Педтехникум с 1
января 1924 г. «с целью подготовки просветработников для русских школ»
(БМАССР: очерки и отчёты (1924-1925), 1926, с. 264).
Первым заведующим
Педтехникума был назначен Владимир
Михайловичем Шарапов, в 1927 г. Валерьян
Владимирович Кульвановский. В первый состав персонала входили преподаватели
К.И. Вельман, Г.Г. Гладков, И.И. Долгоруков, Н.Т. Жуков, В.(И.) И. Кубильский,
К.И. (Н.) Литвинцева, В.В. Сердитых, Т.М.(Н.) Трофимова, А.А. Ублан, Е.И.(Н.) Шамшурина
и др.
Таким образом, на основании
постановления СНК БМАССР от 16 января
1924 г. Прибайкальские четырёхгодичные педагогические курсы с 1 января 1924 г. переименованы в Верхнеудинский
педагогический техникум в составе подготовительного и первых двух курсов.
На коллегии Наркомпроса
БМАССР 4 апреля 1924 г. было одобрено
«Положение о Верхнеудинском педагогическом техникуме», которое было утверждено
на заседании СНК БМАССР 23 апреля 1924 г.
(протокол №20 §1). В Верхнеудинском педагогическом техникуме, которому было
присвоено имя С.Н. Широких-Полянского (Русский педтехникум), с полным количеством
курсов и опытной школой первоначально было открыто школьное отделение, затем
дошкольное и библиотечное отделения. В 1925 г. в Русском педтехникуме контингент
обучающихся составлял 69 учащихся: на 1 курсе обучались 24 учащихся (11 юношей,
13 девушек), на 2 курсе – 20 человек (9 юношей, 11 девушек), на 3 курсе – 17
человек (7 юношей, 10 девушек), на 4 курсе – 8 человек (5 юношей, 3 девушки).
Именно эти 8 человек,
поступившие в своё время на педагогические курсы, завершили 2 июня 1925 г. своё полное обучение, «из
которых 4 человека ушли на низовую сельскую работу учителями 1 ступени, а
остальные призваны в Красную Армию» (БМАССР: очерки и отчёты (1924-1925), 1926,
с. 265).
По случаю первого выпуска «от
Буробкома РКП и правительства с приветствием выступил М.Н. Ербанов, отметивший колоссальное значение красных учителей,
являющихся одним из винтиков строительства страны» (Бурят-Монгольская правда, 4
июня 1925 г.).
Учебных заведений, готовящих
учителей для бурятских школ I
ступени в республике не было, хотя идея создания национального учебного
заведения «зародилась среди бурятских общественных деятелей и учительства сразу
же после Февральской революции 1917 года, но реализовать её удалось только лишь
после образования после образования автономной республики» (Андреев В.И.
История бурятской школы (1804-1962 гг.), 1967, с. 399).
На заседании СНК БМАССР от 30 апреля 1924 г. (протокол №21 §22)
было утверждено «Положение о Бурят-Монгольском педагогическом техникуме им.
В.И. Ленина в г. Верхнеудинске» (Бурпедтехникуме), торжественные мероприятия официального
открытия которого прошли 7 ноября 1924 г.
Первым заведующим Бурпедтехникума был назначен Артемий Иванович Алексеев.
Учебный процесс на школьном,
дошкольном, внешкольном и других отделениях Бурпедтехникума начался 1 октября 1924 г. с одним
подготовительным и с двумя основными курсами (без опытной школы). В 1925 г. в
национальном педтехникуме контингент обучающихся составлял уже 81 человек: на 1
курсе обучались 27 учащихся (20 юношей, 7 девушек), на 2 курсе – 19 человек (14
юношей, 5 девушек), а на подготовительном курсе – 35 человек (25 юношей, 10
девушек). Осенью 1926 г. при Бурпедтехникуме при содействии Буручкома открылись
6-месячные музыкальные курсы, подготовившие в 1927 г. из числа учащихся
техникума и Совпартшколы 12 инструкторов по организации художественной
самодеятельности. Учащиеся на курсах изучали музыкальную грамоту, сольфеджио,
игры на бурятских и русских народных инструментах. В бурятской группе обучались
6 человек, ставшие впоследствии мастерами бурятского музыкального театра – Б.
Башкуев, Н. Гендунова, Ин. Мадаев, С. Раднаев, Г. Цыдынжапов, Л. Цыремпилов, М.
Шамбуева.
Первый выпуск 15 учителей
для бурятских единых трудовых школ 1 ступени (для детей 8-13 лет) и других
учреждений социального воспитания среди бурят-монгольского населения республики
состоялся 22 мая 1927 г. Второй
выпуск в 1928 г. составил 21 человек, третий в 1929 г. – 17 человек, а
четвёртый выпуск в 1930 г. – 18 человек.
Русский и Бурятский
педагогические техникумы – первые средние профессионально-педагогические
учебные заведения. До перевода в г. Троицкосавск техникумы подготовили для
республики 392 учителя начальных классов, в том числе 143 учителя-бурята, обучили
на педкурсах 358 школьных работников, в том числе 121 учителя-бурята. Их
открытие явилось первым шагом на пути становления системы профессионального
педагогического образования республики.
2. Троицкосавский период
(1930-е гг.)
В силу острой нехватки жилой
площади, наблюдавшейся в г. Верхнеудинске, для обеспечения
материально-технической базы организуемого в г. Верхнеудинске Бурят-Монгольского
агропедагогического института (постановление СНК РСФСР №33 от 10 февраля 1932
г. «Об открытии Бурят-Монгольского агропедагогического института в г.
Верхнеудинске») в октябре 1931 г. было
принято решение о переводе из г. Верхнеудинска в г. Троицкосавск (с 1934 г. – г. Кяхта) до 10 ноября 1931 г. Руспедтехникума и в ноябре 1932 г. Бурпедтехникума.
Расположенность техникумов
вдали от большинства аймаков и столицы республики не способствовала выполнению
плана набора и сохранению контингента учащихся. В 1932 г. техникумы были
объединены и переименованы в Областной педагогический техникум им. В.И. Ленина
с бурятскими и русскими группами, а с 1933 г. – с монгольскими. В техникумах
накануне объединения насчитывалось 19 курсов и 681 учащийся, до 1933 г. подготовили 416 учителей.
Кяхтинский областной
педтехникум в 1934 г. выпустил 33 школьных работника, в 1935 г. – 31 человек,
1936 г. – 14 человек, 1937 г. – 27 человек (15 лет Бурят-Монгольской АССР:
политико-экономический сборник, посвящённый празднованию 15-летнего юбилея
БМАССР, 1938, 101 с.).
P.S. В дальнейшем Областной педагогический
техникум имени В.И. Ленина с января 1937
г. было преобразовано в Областное педагогическое училище вплоть до открытия
1 сентября 1937 г. Улан-Удэнского
педагогического училища.
Областное педагогическое
училище в 1938 г. было переименовано
в Кяхтинское педагогическое училище, которое продолжило подготовку учителей
начальных классов.
На базе Кяхтинского
педагогического училища 14 мая 1939 г.
был открыт Кяхтинский учительский институт Наркомпроса БМАССР с факультетами
русского языка и литературы, истории, физики и математики. Институт
просуществовал до 1941 г.
С 1954 г. на базе Кяхтинского педагогического училища было открыто
дошкольное отделение для русских и бурятских школ и детских садов.
Постановлением Совета
Министров БурАССР от 29 мая 1957 г.
Кяхтинское педагогическое училище было закрыто, контингент обучающихся
переведён в Улан-Удэнское педагогическое училище.
3. Улан-Удэнский период (1937-1992
гг.)
Постановлением
СНК БМАССР №561 от 17 октября 1937
г. с 1 сентября 1937 г. официально было открыто Улан-Удэнское
педагогическое училище, осуществившее свой первый выпуск в 1939 г. В годы Великой Отечественной войны Улан-Удэнское
педагогическое училище было эвакуировано в. с. Арбузово (ныне – с. Загустай Селенгинского
района), учебные занятия которого в 1941-1943 гг. проходили в здании местной
средней школы. Из эвакуации училище возвратили в г. Улан-Удэ осенью 1943 г., передав на основании постановления БМАССР №488 от 15
октября 1943 г. «Вопросы Бурят-Монгольского педагогического института и
Педагогического училища» помещение пересыльного пункта военкомата БМАССР и
бывшее административное здание отдела шоссейных дорог НКВД БМАССР.
В годы Великой Отечественной
войны общий контингент обучающихся в Улан-Удэнском и Кяхтинском педагогических
училищах по годам обучения составлял: в 1941-1942 учебном году – 242 человека;
в 1942-1943 учебном году – 243 человека; в 1943-1944 учебном году – 306
человек; в 1944-1945 учебном году – 264 человека.
На основании постановления
Совета Министров РСФСР от 20 декабря 1946
г. №811 «О переводе педагогических училищ на четырёхлетний срок обучения» в
1947 г. в Улан-Удэнском
педагогическом училище увеличился контингент обучающихся. Так, распоряжением
Совета Министров БМАССР в 1947-1948 учебном году на базе действующих с 1932 г. краткосрочных (2-, 5-,
8-месячных) дошкольных курсов было открыто дошкольное отделение,
просуществовавшее до 1963 г. В 1948 г. состоялся первый набор
обучающихся на отделение учителей-старших пионерских вожатых, выпуск которого
состоялся в 01.07.1951 г. Отделение
учителей-старших пионерских вожатых функционировало с 1948 г. до 1959 г.
На базе дошкольного
отделения училища в апреле 1964 г.
постановлением Совета Министров БурАССР от 28
марта 1964 г. №121 организовано Улан-Удэнское дошкольное педагогическое
училище (далее – Улан-Удэнское педагогическое училище №2), а
Улан-Удэнское педагогическое училище переименовано в Улан-Удэнское
педагогическое училище №1.
В Улан-Удэнское
педагогическое училище №1 в 1961 г.
для будущих учителей начальных классов впервые открылось заочное отделение,
просуществовавшее до 1972 г. В 1964 г. состоялось открытие
музыкально-педагогического отделения, в 1967
г. вновь открылось отделение учителей начальных классов-старших пионерских
вожатых, а в 1968 г. открылось и
художественно-графическое отделение.
4. Современный период (с
1990-х гг. по н.в.)
Новым этапом в развитии
стал 1993 г., когда
Улан-Удэнское педучилище №1 приказом Министерства образования Республики
Бурятия от 7 июня 1993 г. №195 было реорганизовано
в Бурятский республиканский педагогический колледж.
Приказом Министерства
образования и науки Республики Бурятия от 8
апреля 1999 г. №95 Улан-Удэнское педагогическое училище №2 было
реорганизовано в дошкольное отделение Бурятского республиканского
педагогического колледжа.
Бурятский республиканский
педагогический колледж в 2000-е гг. – многофункциональное инновационное
образовательное учреждение. Открылись новые специальности (с 2002 г. –
«Физическая культура», 2021 г. – «Педагогика дополнительного образования»),
расширились перечни дополнительных общеобразовательных общеразвивающих и
дополнительных предпрофессиональных программ в сфере образования, культуры,
искусств, физической культуры и спорта, программ профессиональной подготовки по
различным укрупнённым группам профессий рабочих и должностей служащих,
дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки и
повышения квалификации.
В 2004 г. образовательное учреждение стало экспериментальной
площадкой Института проблем развития СПО «Механизмы развития сетевого
взаимодействия в системе профессионального педагогического образования»
(2004-2009 гг.), в 2006 г. –
победителем всероссийского конкурса «Авторская школа «Эврика» в номинации
«Инновационная школа» и «Общественная школа» (2006-2007 гг.), в 2007 г. – федеральной экспериментальной
площадкой «Создание модернизированного инновационного непрерывного образования
как фактор повышения качества среднего профессионально-педагогического
образования» (2007-2010 гг.), в 2011 г.
– республиканской инновационной площадкой «Совершенствование механизмов
развития профессионального потенциала педагога в условиях информационной
образовательной среды» (2011-2014 гг.).
На основании постановления
Правительства Республики Бурятия от 29
декабря 2011 г. №717 «О переименовании отдельных государственных
учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Республики
Бурятия» государственное образовательное учреждение среднего профессионального
образования «Бурятский республиканский педагогический колледж» (ГОУ СПО БРПК) переименовано
в государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Бурятский
республиканский педагогический колледж» (ГБПОУ БРПК). История успеха колледжа в
разделе «Достижения
колледжа».
БРПК сегодня один из
признанных лидеров в системе профессионального базового и углублённого видов
подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров
Республики Бурятия, стратегической миссией которого является создание
инновационно-развивающей среды, обеспечивающей высокое качество, социальную
открытость, доступность и мобильность образования при подготовке,
переподготовке и повышении квалификации конкурентоспособных специалистов
соответствующего уровня, направления и профиля профессиональной педагогической
деятельности с учётом современных потребностей личности, общества и
государства.
Колледж в настоящее время
осуществляет подготовку кадров по шести основным специальностям среднего
профессионального образования:
– 44.02.02 Преподавание в
начальных классах (с 1924 г.);
– 44.02.01 Дошкольное
образование (с 1947 г.);
– 53.02.01 Музыкальное
образование (с 1964 г.);
– 54.02.06 Изобразительное
искусство и черчение (с 1968 г.);
– 49.02.01 Физическая
культура (с 2002 г.).
– 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (с 2021 г.).